У малых городов проблемы общие
Подвести итоги шести месяцев 2005 года в области муниципальных финансов и проанализировать эти данные корреспондент “ДП” попросила заместителя главы города по финансам и экономическому развитию Зиляру Гатиятуллину.
– Зиляра Идрисовна, ни для кого не секрет, что городской бюджет из года в год является дефицитным – финансовые поступления оставляют желать лучшего. Сколько же средств удалось собрать муниципалитету за шесть прошедших месяцев?
– За январь-июнь 2005 года собственные доходы города составили 179,9 миллиона рублей, что соответствует 91,8 процента от запланированной суммы. По итогам первого полугодия в бюджет не поступило 16 миллионов рублей.
– Эти показатели уже намного лучше тех, что были зафиксированы в первом квартале. По каким направлениям удалось существенно изменить ситуацию?
– Основная доля доходов муниципалитета приходится на налоговые поступления. Первое место в этом ряду занимают поступления по налогу на доходы физических лиц, по которому нам удалось собрать 84,1 миллиона рублей, что составляет 46,7 процента от общей суммы собственных сборов. План на первое полугодие выполнен на 96,5 процента.
Придавая данному направлению особое значение, администрация города ведет непрерывную работу с предпринимателями по повышению уровня оплаты труда наемных работников. Совместными усилиями нам удалось достигнуть заметного улучшения этой ситуации – более двух тысяч зарегистрированных в городе малых предприятий уже повысили уровень заработной платы. Но 187 предприятий все еще продолжают оценивать труд своих работников мизерными зарплатами, размер которых не дотягивает даже до установленного в нашей области прожиточного минимума работающего гражданина – 2279 рублей.
Непрекращающаяся работа созданной нами комиссии по трудовым отношениям тоже положительно сказалась на поступлениях по налогу на доходы физических лиц. В результате проведенных рейдов в бюджет города поступило 2 миллиона 707 тысяч рублей. Результатом работы комиссии по недоимке стало поступление налогов на сумму 1,2 миллиона рублей.
Вторыми по значимости являются поступления по единому налогу на доходы физических лиц, выбравших систему вмененного налогообложения. Но изменение корректирующего коэффициента в сторону уменьшения, предусмотренное налоговым законодательством в конце прошлого года, привело к тому, что по этой статье доход составил только 75 процентов – 15 миллионов от 20 запланированных.
На недовыполнение плана собственных доходов повлияло и уменьшение акцизных сборов. Основной причиной стало то, что значительная часть – 48 процентов – реализуемой в нашем городе ликероводочной продукции выпускается Ульяновским заводом “Кристалл” уже с акцизными марками. Мы вышли в областную администрацию с предложением найти стимулирующие рычаги или пути компенсации бюджету нашего города недополученных доходов от продажи продукции завода “Кристалл”. А они весьма существенные, ведь вместо запланированных 16 миллионов муниципалитету удалось получить только 8,8 миллиона акцизных сборов. Каким образом это будет сделано – в виде процентных отчислений с продаж или прямой отгрузки продукции завода без акцизов, пока не определено окончательно. Но этот вопрос уже решается в областной администрации.
На фоне повсеместного невыполнения плана по доходам действительно порадовали доходы от использования муниципального имущества, которые увеличились в 1,7 раза против предыдущего года и составили 16,5 миллиона рублей. Этому направлению администрация города в первом полугодии уделяла особое внимание, и результат не замедлил сказаться.
– А на что были потрачены бюджетные средства?
– С учетом полученных из области кредитов и безвозмездных поступлений доходы муниципалитета в первом полугодии составили 290,5 миллиона рублей. Из основных статей расходов 56,4 процента или 183,5 миллиона рублей было выделено на заработную плату работникам бюджетной сферы.
На оплату коммунальных услуг муниципальным организациям было выделено 8,3 процента от общего объема бюджетных средств, что составило лишь 26,9 миллиона рублей. На оплату продуктов питания и медикаментов для бюджетных учреждений было потрачено 6,5 миллиона рублей. Текущий капитальный ремонт зданий, в которых находятся бюджетные организации, профинансирован на 1,8 миллиона. Пять процентов от общего объема бюджета или 17,5 миллиона ушло на содержание города. На ремонт дорог выделено пока только 500 тысяч рублей.
Почти по всем статьям сложилось недофинансирование, поэтому муниципалитет был вынужден обратиться за помощью областного бюджета. Например, в июне мы получили очередной бюджетный кредит в размере 15 миллионов рублей. С начала года сумма кредитов, выделенных Димитровграду из областного бюджета, составила 37,6 миллиона рублей, Хочу заметить, что получение кредитов не чрезвычайная мера, а обычная практика. Я знаю, что в прошлом году в местной прессе было много шума по поводу получения кредита под залог здания администрации. Как видите, ничего страшного не произошло, с кредитом мы рассчитались. И сегодняшние выплаты производятся по графику. 8,6 миллиона из текущего долга областному бюджету город уже погасил.
Кроме того, муниципалитет в полном объеме получил и безвозмездную помощь, размер которой составил 110,5 миллиона рублей. Эти средства пошли на исполнение законов о социальной поддержке населения города и на выплату заработной платы педагогам.
– Отрадно, что конфронтация областной и городской власти осталась в прошлом, которое после выборов стало постепенно забываться. Теперь действительно можно констатировать, что усилия областной администрации направляются на улучшение благосостояния всех жителей области, включая и димитровградцев. Но не очень приятно осознавать, что мы оказываемся в роли просителей. По вашему мнению, у Димитровграда еще есть внутренние резервы?
– Да, есть. В сложившейся ситуации в первую очередь нам нужно усилить контроль над расходной частью бюджета. В этом плане предстоит выстроить и более четкие отношения с поставщиками.
Если говорить о доходной части бюджета, то ее масштабы определяет общее состояние экономики города и каждого ее сектора в отдельности. Отрадно, что активизировалась деятельность пищевой промышленности. И строительные организаций по договорам подряда в нынешнем году произвели работ на 22,5 процента больше, чем в предыдущем. Выделяется на областном фоне и средняя заработная плата димитровградцев, темп роста которой составил 117,1 процента и достиг 5738,9 рубля. В Ульяновской области этот показатель равен 4973 рублям.
– Интересно, а как развивается экономика в других малых городах России? Сталкиваются ли они с проблемами бюджетного финансирования?
– Подобные проблемы встречаются повсеместно, поскольку большинство из них стало следствием изменений федерального законодательства. В этом я еще раз убедилась, побывав на научно-практической конференции в Москве, на которой определялись конкретные пути, формы и методы решений выдвинутых правительством задач. Эта конференция проводилась под руководством председателя Совета Федерации М.Николаева и раскрывала тему: “Пути реализации задачи удвоения ВВП и преодоления бедности в условиях малых городов России”.
В ее рамках как раз рассматривались состояние и актуальные проблемы небольших городов. Участники конференции отметили необходимость разработки специальной программы для долговременного решения социальных проблем, которая позволила бы каждому городу за несколько лет создать собственную основу для экономического роста. Это дало бы возможность в дальнейшем каждому муниципалитету самостоятельно бороться с бедностью.
Однако на данном этапе комплексное решение поставленных Президентом задач невозможно без участия целого ряда федеральных органов и без целенаправленной федеральной поддержки. Поэтому такая комплексная программа должна иметь федеральный статус.
Заинтересованные субъекты Федерации и инициатор программы – Союз малых городов России – должны выйти в правительство Российской Федерации с предложением о разработке соответствующей федеральной программы и ее частичном финансировании из федерального бюджета на условиях совместного финансирования из бюджета всех уровней. Предусматривается, что структура этой программы будет иметь блок общефедеральных мероприятий и включать в себя в качестве отдельных подпрограмм областные программы. Предполагается, что субъекты Российской Федерации и входящие в их состав небольшие города получат право на первоочередную и преимущественно государственную поддержку. Для воплощения в жизнь намеченных на конференции задач был определен состав координационного центра разработки и реализации программы для всех трех уровней власти.
– К сожалению, если такая программа и начнет работать, то никак не в нынешнем и не в следующем году. А что планируется сделать для развития экономики и наращивания налогооблагаемой базы в ближайшее время?
– Муниципалитет намерен уделять больше внимания развитию новых производственных предприятий и поддержке старых, а также привлечению в город инвестиций. Реальную помощь в этом плане можно оказать, существенно ускорив процесс регистрации документов и лицензий, а также облегчив предпринимателям процедуру получения кредитов. Собственно, эти задачи у нас сейчас и выносятся на первый план.