Так кто у них главный?

Морозов поруководил правительством, которое возглавляет Майер

В четверг состоялось первое заседание правительства Ульяновской области. Его открыл губернатор области Сергей Морозов. Он сказал, что это заседание войдет в историю области: заработала новая система исполнительной власти региона, которая придаст ему «стабильность, продуманность и перспективу принятия решений».

У правительства будет официальный зал заседаний – это овальный зал на четвертом этаже здания областной администрации (впрочем, теперь известный дом с колоннами на площади Ленина, 1 следует называть зданием правительства, так как обладминистрации больше нет, а администрация губернатора – это кучка людей с техническими функциями). Собираться правительство будет каждую неделю по четвергам. При этом обязательного присутствия глав городов и районов области больше не потребуется: при необходимости с ними будут связываться по селекторной связи. Это и средства сэкономит, и сделает работу более продуктивной, пояснил Морозов.

Кабинет министров сформирован.

Его главная задача, по формулировке губернатора, – сделать Ульяновскую область максимально привлекательной для инвестиций. Но поскольку без кадров инвестиционный прорыв невозможен, нужна система их подготовки. Как раз за эти, по любимому выражению экс-губернатора Шаманова, преференции и будут отвечать два первых зама председателя правительства – Доничев и Иванов.

Сам «премьер» Александр Майер, получив слово, зачитал постановление о назначении руководителей департаментов, управлений и комитетов.

Как следует из постановления, все эти люди были сначала освобождены от своей работы, а потом тут же на нее приняты. В чем тогда смысл постановления? Только в том, что раньше руководителей подразделений принимал на работу глава администрации, а теперь то же самое сделал премьерминистр. Майер также объявил о назначении Ирины Батраковой представителем правительства области в Законодательном Собрании (она работает первым заместителем директора департамента финансов).

«Добро должно быть с кулаками», – сказал Сергей Морозов и вручил Майеру сувенирную булаву – безобидную деревянную модель смертельного орудия, которое держит Илья Муромец с картины Васнецова «Богатыри». После этого Майер занял место председателя, и в дальнейшем вел заседание уже он. Впрочем, создавалось ощущение, что главным все равно остается Морозов. На фоне уверенно подающего себя губернатора (который и говорил громко, и информации больше преподносил, и втык давал кому следует) глава исполнительной власти Майер казался практически незаметным: говорил еле слышно и терялся на фоне спинки собственного кресла, в дискуссии по докладам участвовал «постольку поскольку». Специалисты по языку жестов указали бы премьеру на то, что он чувствовал себя не в своей тарелке. Даже «рядовые» члены правительства демонстрировали большую уверенность. Возможно, на премьера давили «историчность» первого заседания, присутствие губернатора и множества приглашенных. Не исключено, что со временем Майер «раскрутится». Хотя с учетом характерных оговорок премьера («Сергей Иванович дал нам команду») можно такжепредположить, что у губернатора изначально не было мысли делать из Майера сильную и самостоятельную фигуру.

Я поделился своими наблюдениями с одним из вновь назначенных чиновников правительства. «Да, у Морозова и Майера разные весовые категории, – сказал этот человек. – То, что сейчас происходит, это демонстрация: кто есть кто. И это правильно: губернатор должен оставаться первым лицом».

Но если это правильно, то мы вновь возвращаемся к мысли о целесообразности проведенной реформы исполнительной власти. Соотношение фигур, продемонстрированное на первом заседании правительства, скорее всего, отражает реальный расклад сил. Но в этом случае губернатору не логичнее ли было бы самому возглавить правительство, а Майера или кого-то другого сделать первым из первых замов, который руководил бы работой правительства в перерыве между заседаниями.