«Напряженная работа – строжайшая дисциплина»

26 июля состоялось первое заседание совета безопасности при губернаторе Ульяновской области с участием членов регионального правительства, представителей органов прокуратуры, силовых структур, здравоохранения и различных ведомств.

Открыл заседание председатель совета губернатор Сергей Морозов. Он напомнил присутствующим, что коллегиальный совещательный орган, каковым является совбез, был создан 28 июня текущего года. Необходимость такого органа сегодня для всех очевидна. Вопросы обеспечения безопасности населения региона являются приоритетными как в деятельности непосредственно высшего должностного лица, то есть губернатора, так и всех органов госвласти. Эффективное решение вопросов безопасности, по большому счету, определяет жизнь и благополучие каждого гражданина, проживающего на территории нашей области.

Сергей Морозов назвал основные задачи совбеза. Это, во-первых, анализ и прогнозирование оперативной обстановки в области, определение основных угроз личности, обществу и государству на территории региона. Во-вторых, подготовка проектов правовых актов по обеспечению общественной, экономической и экологической безопасности, защиты прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В-третьих, участие в разработке и реализации областных целевых программ по вопросам обеспечения безопасности.

При этом все решения совбеза принимаются путем голосования и носят рекомендательный характер.

Помимо этого на заседаниях совбеза будут рассматриваться вопросы, решение которых имеет особое значение. Сегодня это подготовка к зимнему отопительному сезону и проблема здоровья населения, вызванная распространением ВИЧ-инфекции, особенно среди молодежи.

Эффективное решение проблем обеспечения безопасности, считает губернатор, прямо связано с эффективностью работы органов госвласти и управления на всех уровнях, созданием надежной и функционально отлаженной системы управления. За минувшие полгода удалось внести качественные изменения в структуру управления регионом. Приняты и обнародованы новый Устав области и Закон о правительстве, положения об администрации губернатора, аппарате правительства, структуре исполнительных органов госвласти, приняты кадровые решения по их формированию. Разработана и практически готова к работе структурная схема представительных и исполнительных органов местного самоуправления, муниципальных образований области, в том числе городских и сельских поселений. Здесь трудно переоценить роль и значение администраторов сельских населенных пунктов и городских микрорайонов. Именно эти люди могут реально помочь сближению власти и населения, на деле обеспечить их взаимодействие. Нужно поэтому уделить особое внимание их подбору, выявлению неформальных лидеров, которые имеют реальный авторитет в селах и поселках, на городских улицах и дворах. Если это удастся реализовать, тогда функционально вертикаль власти от губернатора и его администрации, от правительства и его аппарата до администраторов населенных пунктов и микрорайонов будет прозрачна и понятна. Администраторам сельских населенных пунктов и микрорайонов, по мнению Сергея Морозова, необходимо предоставить статус муниципальных служащих, определить их размещение и каналы связи, например, в общественных пунктах охраны порядка, изыскивать средства на содержание за счет сокращения в среднем звене управленцев. Такой подход может быть перспективен и в ходе реализации нового Жилищного кодекса РФ.

Отметил Сергей Морозов и такую деталь. Все необходимые преобразования на уровне субъекта РФ, связанные в том числе и с созданием областного правительства, проводятся в строгом соответствии со статьями расходов на содержание аппарата управления, предусмотренными в бюджете 2005 года. Ни о каких дополнительных расходах в текущем году речи нет и быть не может.

Полностью совпадает проводимая в нашей области административная реформа с Указом президента Российской Федерации № 773 от второго июля 2005 года. В соответствии с ним, напоминаем, губернатор субъекта РФ наделяется полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных министерств, агентств, иных органов, руководство которыми осуществляет правительство России. Упомянутый указ не только усиливает роль и значение высшего должностного лица РФ в структуре госвласти, но и четко определяет вертикаль исполнительных органов в регионах. Персональный состав совбеза свидетельствует, что первый шаг к преодолению разобщенности в действиях сделан. Губернатор заявил, что не намерен вторгаться в полномочия федеральных структур. Но обеспечить координацию и взаимодействие в соответствии с Указом № 773 – обязан. Тем более, что федеральным органам нельзя стоять в стороне, если бюджетообразующие предприятия как на областном, так и на муниципальном уровне не дают должной отдачи. Поэтому будет проводиться целенаправленная работа по выравниванию отношений с федеральными органами на территории области.

В соответствии с действующим законодательством в первом полугодии текущего года внесены необходимые изменения в уставы муниципальных образований и проведены выборы органов местного самоуправления. При этом функции взаимодействия с муниципальными образованиями и реализации реформы местного самоуправления губернатор и правительство области уделяют особое внимание. Сергей Морозов сказал, что в своем докладе на совещании у руководителей правительства РФ, состоявшемся 25 июля, он высказал позицию Ульяновской области по отношению к перспективам введения переходного периода в реализации ФЗ-131. Наша область одной из первых в Приволжском федеральном округе провела выборы органов местного самоуправления, с запасом уложившись в установленные федеральным законом сроки. Уже избраны главы районов, городских и сельских поселений. По результатам конкурсов назначены главы местных администраций. Другой вопрос, что полное введение ФЗ-131 с первого января 2006 года должно осуществляться при предоставлении соответствующей социально-экономической и финансовой поддержки со стороны федеральных властей.

– При завершении первого этапа административной реформы на территории области, – заявил Сергей Морозов, – мной поставлена задача по тщательной и взвешенной подготовке по второму этапу – разработке проекта закона об административно-территориальном устройстве региона. Это, в конечном счете, должно способствовать улучшению функционального обеспечения управления и сокращению затрат на содержание управленческого аппарата.

Учитывая, что новая функциональная вертикаль исполнительной власти в основном выстроена, важно добиться, чтобы созданная структура работала максимально эффективно и слаженно на всех уровнях. Что касается роли и места администрации губернатора в созданной системе управления, то, являясь госорганом региона, сформированным в соответствии с новым уставом области, она призвана обеспечить деятельность высшего должностного лица в соответствии с его полномочиями, которые определены постановлением губернатора № 160 от 7.07.2005 года.

Важной функцией администрации губернатора является и обеспечение деятельности совета безопасности.

В первом полугодии всеми структурами власти региона было сделано все возможное для преодоления кризисных явлений, накопившихся в экономике и социальной сфере. Однако итоги шести месяцев показывают, что остановить имеющиеся негативные тенденции пока не удалось. Продолжается спад производства в ключевых секторах экономики – промышленности, строительстве жилья, сельском хозяйстве. Следствием стало снижение темпов роста заработной платы как в номинальном, так и в реальном выражении. Денежные доходы населения с учетом индекса потребительских цен остались практически на уровне первого полугодия прошлого года. Это значит, что уровень жизни ульяновцев продолжает оставаться очень низким. Хотя и удалось по сравнению с прошлым годом вдвое сократить задолженность по зарплате, она продолжает оставаться одной из самых высоких в ПФО. Существенно вырос уровень официально зарегистрированной безработицы. Возросло число зарегистрированных преступлений. Продолжается снижение рождаемости. Растут смертность и миграционная убыль населения. Эти факторы имеют прямое отношение к безопасности населения. Во многом наша область топчется на месте, работа идет крайне медленно и столь же неэффективно.

Другой вопрос, что за минувшие полгода выявлены потенциальные точки роста в экономике, выстроена система приоритетов, проведены переговоры с потенциальными инвесторами по открытию на территории области новых предприятий. В их числе – создание сборочного производства самолетов малой авиации, совместное производство автокомпонентов с партнерами из Чехии, Кореи, Китая, строительство нового металлургического завода. Сюда же входит строительство заводов теплоизоляционных изделий и по производству древесностружечных плит, горно-обогатительного комбината, нескольких крупных свинокомплексов. Все эти наработки находятся сегодня в правительстве области. Сейчас очень многое зависит от умелой организации дела, личной инициативы и ответственности каждого члена правительства за реальное достижение показателей социально-экономического роста. Правительству, конечно, предстоит сделать очень серьезные выводы, организовать и провести совещание с участием руководителей крупных промышленных предприятий, принять действенные меры к изменению ситуации. Одновременно с этим практика общего курирования муниципальных образований нужного эффекта не дает. Каждый член правительства, руководители департаментов и управлений аппарата правительства, органов исполнительной власти должны нести личную ответственность за положение дел на конкретных предприятиях, как это сделано, например, по инвестиционным проектам. Коллегиальность хороша лишь на стадии выработки решений, а после их принятия ответственность должна быть персональной.

Завершая свое выступление, Сергей Морозов отметил, что напряженная черновая работа, которую предстоит выполнить во втором полугодии, потребует строжайшей дисциплины, повышенной требовательности прежде всего к самим себе. Иначе и быть не может, если область хочет добиться реальных результатов.

Виктор Никитин.

На первом заседании совета безопасности рассматривались вопросы подготовки региона к осенне-зимнему отопительному сезону и проблемы, связанные с угрозой распространения ВИЧ-инфекции.

О мерах по обеспечению безопасности функционирования объектов жизнеобеспечения населения Ульяновской области в осенне-зимний период доложил министр топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунального комплекса Сергей Никитин. Членам совета безопасности был представлен комплекс мероприятий для предотвращения аварий на объектах, влияющих на жизнеобеспечение населения. Среди них: постоянный контроль за ситуацией в ЖКХ, на объектах социального значения, электро-, тепло- и водообеспечения, а в случае нештатных ситуаций – принятие экстренных действий по их устранению; приведение в рабочее состояние всех резервных источников электро- и теплопитания; формирование специальных оперативных ремонтных бригад; создание в каждом муниципальном образовании механизма обследования и получения упреждающей информации о состоянии объектов жизнеобеспечения.

Министр здравоохранения и социальной защиты населения Игорь Тихонов выступил на заседании с докладом о мерах по обеспечению безопасности населения и предупреждению угрозы распространения СПИДа на территории области. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в нашем регионе остается крайне неблагополучной. Для того, чтобы не допустить дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции, было принято решение изыскать средства для финансирования программы “АНТИ-ВИЧ/СПИД”, создать условия для тщательной проверки донорской крови и продолжить профилактическую работу, прежде всего среди школьников.