майна без виры
Я недостаточно писал о Майнском районе и его руководстве, поэтому теперь восполняю пробел, хотя поводом для написания статьи послужил 75-летний юбилей района, в связи с которым переизбранный районный глава Юрий Пузраков отметил в районке руководителей хозяйств, чьей заслуги в их развитии нет никакой.
Главой почему-то не замечено такое крупное хозяйство, как ООО “Уржумское”, составляющее примерно треть сельскохозяйственного производства района. А разве можно сравнить ООО “Арт-лес”, ООО “ФАТ” с ПМК-17, а нынешнюю “Лесоиндустрию” с бывшим лесокомбинатом? Рост промышленного производства в 2005 году, по сравнению с 2000 годом, возрос, по словам Пузракова, в 1,8 раза. Вот только в 2000 году ничего, с чем можно сравнивать, не было…
В связи с юбилеем не было сказано, что СПК “Карлинское” и ООО “Колос” стали лучшими не благодаря, а вопреки районному руководству и, особенно, начальнику управления сельского хозяйства и продовольствия Дорофееву. А об ООО “Уржумском”, непонятно для чего переименованном весной нынешнего года в КФХ “Курамшин”, Юрий Алексеевич не упомянул, видимо, потому, что дела здесь идут архиплохо, так как ни учредитель ООО Марс Куликов, ни Александр Николаевич Дорофеев не осуществили грамотного руководства им. Действительно, надо иметь “куриные” головы, чтобы до основания развалить процветающее когда-то хозяйство. Более половины земель Курамшина заняты … сорняками, а только в июле механизаторы с горем пополам приступили к подъёму паров. Причём, в Выровском отделении работа началась, в Загоскинском подняли 500 гектар, в Сосновском 250 из 2000 га, а в Анненковском только собирались поднимать, да так и не надумали.
Заросли сорняков в поле выше двух метров, из-за которых трактор К-700 ещё чуть-чуть виднеется, а ДТ-75 не виден и вовсе. Механизаторы ведут трактора вслепую, плуги быстро забиваются, поэтому приходится дёргаться взад и вперёд или останавливаться, чтобы очистить плуги вручную. В сырую погоду пахать вообще невозможно, так как трава превращается в мочало. Какие могут быть производительность и качество работы при такой технологии? Спрашиваю механизаторов, почему так сильно пропущены сроки подъёма. “То запчастей не было, то ГСМ. Ломаются двигатели, машинам-то по 20 лет и больше, а они должны меняться раз в пять-семь лет”, – вперемежку с матом отвечают трактористы. “Поломанные трактора отвозят аж в Димитровград, а там их так ремонтируют, что они не успевают выехать за ворота машинного двора и глохнут. Опять, Марс Хамисьевич, Вам придётся приписывать урожайность, как это было в 2004 году по указанию Шаманова, за что Пузраков и Дорофеев на районном форуме по подведению итогов сельскохозяйственного года получили по огромному букету роз и денежные премии в 150 тысяч рублей, которые им вручал А.И. Якунин. Премии за приписки!
Трагедией для жителей сёл, входящих в КФХ, является то, что жизненные условия стали невыносимыми: кормами здесь не обеспечивают, число работающих резко сократилось. Если раньше на заработки уезжали мужчины, то теперь убывают целыми семьями. Народ разъезжается, чтобы сдаться в рабство Лужкову, нефтяным и газовым королям. “Зарплату некуда девать, поэтому люди и разъезжаются, особенно молодёжь”, – с горечью шутят сельчане. Остаются те, кому за 50 лет и старше. Животноводство ликвидировано полностью, труд людей на земле востребован далеко не в полной мере. Работая на тракторе К-700, за смену (12 часов) механизатор получает … 100 рублей. Прожить можно лишь за счёт личного хозяйства. Вот только заниматься им сельчанам некогда, поэтому каждый год одна треть скота истребляется. На личных подворьях осталось от силы 120 голов КРС. Скоро коров, свиней и овец надо будет вносить в “Красную книгу”. Вырастить телёнка для крестьянина нет никакой выгоды. Бывший заместитель Куликова Курамшин зарплату выдаёт по двум ведомостям. Перед народом, который находится в неведении, что происходит на самом деле, никто, никогда, ни в чём не отчитывается.
Возникает логичный вопрос: зачем в районах, да и в области существуют управления сельского хозяйства и продовольствия? Для того, чтобы собирать налог с тружеников, отдающих за гроши последние силы гибнущим хозяйствам, и получать зарплату? Ни районные, ни, тем более, областные чиновники не в силах повлиять на оздоровление сельского хозяйства и облегчить жизнь крестьянства. Чем занимается, в частности, команда Дорофеева? На что построил он себе роскошный особняк и почему его сын-студент разъезжает на “99-ке”?
Бывший управляющий Игнатьев никакой ответственности за развал Загоскинского отделения ООО не понёс. Он даже не передал хозяйство Федотову. Перепутано имущество СПК имени Ленина и ООО “Уржумское”. Всё это способствует дальнейшему разбазариванию как отделения, так и ООО в целом. К примеру, новый управляющий продал неиспользованный пневматический молот за 25 тысяч рублей. Кто определи его цену? Скорее всего, настоящая стоимость молота в 20 раз выше.
В сёлах не ведётся никакого строительства. Закрыты пилорамы и столярные цеха, поэтому даже в мир иной старики рискуют уйти без гроба и креста. Материальные ценности были созданы тем поколением, которое уходит, от этого становится ещё горше, когда на похороны не выделяют транспорт. Ещё в прошлом году районный комитет социальной защиты обещал выделить ветеранам и инвалидам по 500 рублей на дрова, а в нынешнем к ним добавили 150 рублей. Но ни дров, ни денег за них старики так и не увидели. Третий год глава Загоскинской сельской администрации обещает загородить кладбище, но до сих пор не делает этого.
Я неоднократно писал о продаже “левой” водки в Майнском районе и называл фамилии злостных шинкарей, травящих односельчан. Недавняя моя поездка туда показала, что торговать стали ещё больше, вероятно, оттого, что сертифицированную алкогольную продукцию купить стало негде.
В сохранившейся власти народ разуверился, его отношение к ней колеблется от безразличия до резкого негатива. Нет сдвигов ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. Вся эта канитель, как считает народ, началась с подачи Денисова, который от Ульяновской области никогда не стал бы депутатом. Майские выборы превратились в настоящий фарс. Не буду возвращаться к этой неприятной людям показухе, но от имени населения района обращаюсь к оставшейся у руля власти: прекратите злоупотреблять доверием людей, которые в вас, по большому счёту, не нуждаются, и начните исправлять свои же ошибки.