Школы ждут перемен

Пока девчонки и мальчишки отдыхают последние летние деньки, педагогические коллективы и руководители учреждений образования усиленно готовятся к приему учеников в школы.

Специалисты областного департамента образования проводят в районах региона зональные совещания, где подводятся итоги прошлого учебного года, определяются задачи на новый. Главная из них — переход школ на нормативно-бюджетное финансирование (в расчете на одного учащегося).

В среду эта тема стала одной из главных на совещании в восточной зоне Ульяновской области (Мелекесский, Новомалыклинский, Майнский и Чердаклинский районы), которое прошло на базе Николочеремшанской средней школы — победителя регионального конкурса «Лучшая сельская школа — 2005». Она одна из самых старейших (недавно ей исполнилось 150 лет) и показательных в Мелекесском районе, где к началу учебного года уже готово больше 90 процентов школ.

Директор областного департамента образования Владимир Миронов вкратце обрисовал общую картину, сложившуюся в учебных учреждениях региона. Через год-два начнется их массовое лицензирование, так как у большинства истекает пятилетний срок действия соответствующего документа, дающего право на общеобразовательную деятельность. При продлении лицензии, как правило, «палки в колеса» вставляет госпожнадзор. Предъявляемые этой организацией требования вполне справедливы, но порой трудно выполнимы, так как оборудовать школу по очень жестким нормативам — «удовольствие» весьма дорогое и многим не по карману. О чем, кстати, в курсе и члены лицензионной комиссии. Однако закон есть закон, и он требует в случае отсутствия нужного документа ликвидировать образовательное учреждение.

Много было сказано о дошкольном образовании на селе, состояние дел в котором вызывает большую тревогу у специалистов. Детские сады посещает только половина ребятишек, а это приводит к тому, что в младших классах очень много отстающих, нуждающихся в обучении в коррекционных классах. Соответственно идут дополнительные расходы.

Из одной проблемы вытекает и другая. Число учащихся в нашей области резко сокращается: за последние 30 лет — с 280 тысяч до 150 тысяч, а за прошлый учебный год уменьшилось на 14 тысяч (аналогичная картина по всей России). Малокомплектные сельские школы государству стало невыгодно содержать. В 2003 году вышло постановление правительства РФ о порядке перевода учебных учреждений на нормативное бюджетное финансирование, подразумевающее выделение бюджетных средств конкретно на каждого школьника. Многие регионы «новинку» у себя уже внедрили. Наша область делает только первые шаги (с начала 2005 года).

В качестве экспериментальной базы выбрали Мелекесский район, считающийся у нас одним из самых благополучных. О том, как проходит там оптимизация сети школ, рассказала начальник управления образования Мелекесского района Любовь Ермакова.

Итак, районный бюджет образования составляет 47 процентов от потребности, доля заработной платы в нем — 79 процентов, еще 13 процентов тратится на обеспечение качества обучения и остальное — 8 процентов — на содержание образовательных учреждений. В 1998-1999 годах обучалось больше 6 тысяч учеников, в 2004-2005 годах почти на 2 тысячи меньше. Понятно, что сократились и число классов, и их наполняемость. Сейчас она составляет в среднем 14 человек, а к 2009 году сократится до 11. Таким образом, образовательные учреждения заполнены только на 44 процента. Затраты, производимые в год на одного ученика в малокомплектных школах, себя не оправдывают (в одном из сельских районов есть школа, где 11 ребятишек обучают 9 учителей). И их, согласно программе оптимизации, начинают потихоньку закрывать или преобразовывать в филиалы, которые подчиняются основной базовой школе. Так, например, произошло с Александровской средней школой, к которой «присоединился» филиал — теперь уже бывшая школа Чувашского Сускана. После чего базовое учреждение ежемесячно экономит 26 тысяч рублей из фонда оплаты труда.

Чтобы оптимизировать бюджетные расходы, надо уменьшить затраты на коммунальные услуги. Только замена насосов в котельных 11 школ на импортные сокращает оплату за электроэнергию с 40 тысяч рублей до 2,5 тысячи в месяц. Тогда будет достигнут эффект.

Понятно, что вышеперечисленные новшества в каком-то смысле обостряют обстановку среди местных жителей. Не везде организована доставка школьников до места учебы. Правда, к 1 сентября по программе «Школьный автобус» для области в лизинг будет приобретено 30 машин. Но решит ли это проблему?

Высвобождаются учителя, которые попадут под сокращение. Понятно, что работу им найти будет трудно, тем более что 60 процентов сельских педагогов не имеют высшего образования.

Подробно обсуждение создавшейся ситуации было продолжено за «круглым столом», где свое мнение и рекомендации высказали юрист и экономист областного департамента образования.

На нормативно-бюджетное финансирование ульяновские школы выйдут скорее всего года через два. Пока проводится предварительная подготовка. С нынешнего года районные администрации впервые получили субвенции на содержание учебных заведений по количеству учащихся. Так как при этом были использованы данные о числе школьников за 2003/04 учебный год (а за год эти цифры изменились), то во многих районах получились большие перекосы. Объемы субвенций где-то оказались завышены, а где-то занижены — как, например, в том же Мелекесском районе. Владимир Миронов сообщил, что подведомственный ему департамент обратился в Законодательное собрание области с предложением подкорректировать объемы финансирования «обиженных» районов. Дело за депутатами.

Еще один момент. В каждом районе действует своя норма наполняемости классов, что также внесло некоторую несправедливость при делении денег. Как пообещал Владимир Миронов, постепенно все вопросы урегулируют. Филиалы и базовые школы получат юридический статус и начнут сами распоряжаться полученными из областного бюджета субсидиями, которые будут пересматриваться каждые полгода.