Наставники будущих ученых

Средняя общеобразовательная школа № 68 в новом городе, в принципе, такая же, как и все другие в Ульяновске. Но педагоги из других учебных заведений приходят сюда на экскурсии. Посмотреть есть на что: современные учебные классы, оснащенные новейшим оборудованием, соответствующая мебель…

Это специализированные классы с углубленным изучением физики, математики и информатики. А преподают в них Эдварсы: отец Анатолий Ростиславович и два его сына Ростислав Анатольевич и Игорь Анатольевич. Летом нынешнего года отец и старший сын Ростислав стали победителями Всероссийского конкурса школьных учителей физики и математики в номинации «Наставник будущих ученых» и получили солидные денежные гранты.

Накануне нового учебного года мы встретились с династией педагогов. Поинтересовались, как отбирали лучших из лучших, и, конечно, планами на будущее.

— Р.А. Конкурс проводил фонд «Династия» (при поддержке крупной сотовой компании «Вымпелком»). Его основатель — Дмитрий Зимин, занимается меценатством, поддерживает фундаментальную науку, в том числе физику и математику. В прошлом году отец тоже победил в этом конкурсе в номинации «Учитель — исследователь». Он отправлял в Москву свои методические наработки по преподаванию физики, которые мы с братом ему помогли подготовить. Всего было подано более 300 заявок, гранты получили только 10 учителей. Часть денежной премии мы потратили на подключение компьютерного класса к выделенной линии Интернета. Уже год ребята им пользуются, а брат там преподает.

В нынешнем году фонд выбрал несколько иные принципы проведения всероссийского конкурса. Опросили больше 40 тысяч студентов ведущих вузов страны. В анкетах их попросили назвать учителей, которые повлияли на выбор будущей профессии теперь уже бывших выпускников школ. Победителями стали педагоги, фамилии которых студенты упоминали наибольшее количество раз.

Из 210 победителей четверо оказались из Ульяновска: педагоги Доброхотов и Орлова из 20-й и 40-й школ и я с отцом. Каждый из нас набрал больше 30 баллов — наивысший результат. Я стал самым молодым учителем, выигравшим в этом конкурсе в 29 лет. Также нас отметили как семейную династию.

— Студентам каких ульяновских вузов предложили вспомнить о своих школьных учителях?

— Р.А. Государственного и политехнического. Но ответы давали и те наши выпускники, которые учатся в столичных вузах. Там, понятно, тоже проводился опрос. Кстати, в этом году в московские университеты поступили десять наших теперь уже бывших учеников. Поэтому мы появились в вопросниках и там, и здесь.

— Опрос — это ведь тоже своеобразный результат вашей деятельности?

— Р.А. Конкурс не ставит задачи взять и кому-то раздать гранты. Суть в том, чтобы отметить творческих учителей и поддержать их материально.

— Значит, деньги можете потратить на свое усмотрение?

— Р.А. Да, но большую их часть мы вкладываем в учебный процесс, в оснащение кабинетов и ремонт. Привлекаются также спонсорские средства, родители помогают.

— У вас так чисто, современно, парты и стены не исчерчены учениками. Здесь учится какой-то особый контингент?

— А.Р. Со всеми надо работать. У нас определенные требования к ребятам. Они ходят в костюмах и галстуках. Это их дисциплинирует. Учеников мы не отбираем. Приходят практически все желающие. За порядком и чистотой следят дежурные. Год прошел, а коридор мы даже не стали красить. Он в порядке, без надписей на стенах.

— Вы видите разницу между нынешней и «совковой» школой?

— А.Р. Вы сами видите наши возможности, хотя работаем в обычной типовой школе. Таких классов, как у нас, в Ульяновске точно нет. Сейчас мы создаем уникальную систему, когда ребятишки будут у нас учиться с 1-го по11-й класс. Для этого оборудовали спальную комнату, создаем игровые, станем водить учеников в бассейн.

— Кстати, а что вы скажете о нынешнем качестве преподавания? Говорят, что оно оставляет желать лучшего.

— А.Р. У некоторых. Я работал и работаю в школе больше 20 лет. У меня были призеры олимпиад по физике в советские времена, есть они и сейчас. Уровень преподавания я не снижаю. Наоборот, с опытом он растет. Те, кто хочет и умеет работать, делает это профессионально всегда. Все зависит от преподавателя.

В связи с тем, что требования к учителям сейчас снизились, мало платят, некоторые педагоги считают, что хорошо работать не-обязательно. Это психологический момент. И никуда от этого не деться. С другой стороны, зарплата педагога в Москве гораздо выше, а мы и мои коллеги готовим учеников к поступлению в вузы лучше.

— А как вы относитесь к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)?

— А.Р. Мы относимся к ЕГЭ хорошо. Наши выпускники к нему готовы и сдают успешно. Если ЕГЭ не будет учитываться в наших вузах, то ребята будут вынуждены уезжать в другие регионы.

— Мужчины обычно в школе надолго не задерживаются. А у вас тут вся семья, мама — заслуженный учитель России, заместитель директора областного департамента образования.

— И.А. Бабушки наши тоже учителя. Мы с братом с детства в школе. Сначала учила мама, потом папа. Начали преподавать, когда еще учились в УлГУ. Ростислав сначала давал уроки по радиоэлектронике, сменив отца, затем перешел на математику. А радиоэлектроника досталась мне. Ее я до сих пор и веду.

— Жены, наверное, тоже педагоги?

— (Смеются)… Как раз нет.

…А сегодня у Эдварсов и их учеников традиционная встреча на побережье Ивановского залива. Оказывается, физики любят не только точные науки, но и песни под гитару.

Беседовала Наталья ЖИДКИХ