Каждый город – отдельный мир

В этом убежден мой старый приятель — Алексей Ильин, путешествующий автостопом, больше известный в ульяновских неформальных кругах как граф Дракула.

Он увлекается музыкой, живописью, философией, историей. Сочиняет песни и поет их под гитару. В студенческие времена у нас с ним была группа — мы играли хард-рок. Но главной страстью Дракулы вот уже много лет являются путешествия на попутных машинах. Автостопом он объездил множество городов России, Украины, Белоруссии, Молдавии и даже побывал за рубежом — в Польше и Словакии.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ДИМИТРОВГРАДА

— Свое первое путешествие я совершил 14 ноября 1997 года, — начал свой рассказ Алексей. — В Димитровграде должен был состояться концерт местной группы «Даун таун», мне очень хотелось поехать, но денег на билет не было. Решил опробовать автостоп, о котором много слышал и даже читал. Оказалось, что ничего особо страшного в этом нет: доехал и вернулся удачно.

Сейчас, спустя много лет, Ильин говорил об этом довольно сдержанно. А тогда его восторгу не было предела — ведь он открыл для себя способ практически бесплатно путешествовать на любые расстояния. Уже на следующее лето он им воспользовался, посетив знаменитый Грушинский фестиваль. А в августе 1998-го состоялась и его первая дальняя поездка в Мекку русского рока — Санкт-Петербург.

— Мы тогда ехали в паре с попутчиком Сашей, — с улыбкой вспоминает Алексей. — Многого еще не умели, маршрут для верности дублировали электричками. Постоянно ссорились из-за разных мелочей. Но были и приятные моменты. Например, однажды в придорожном кафе я читал водителям-«дальнобойщикам» свои стихи, а они угостили меня ужином. Тогда я понял, как полезно брать с собой в дорогу гитару.

Впоследствии он научился и другим необходимым «профессиональному стопщику» вещам: где лучше всего «ловить» попутку, как вести себя в машинах и пр. Теперь Леха считает себя настоящим корифеем автостопа.

АВТОСТОПОМ ПО РОССИИ…

— Главная прелесть автостопа не только в том, что можно преодолеть наибольшее расстояние за наименьшие деньги, — размышляет приятель вслух. — Есть и другая специфика. Скажем, путешествующий самолетом или поездом воочию видит только пункты отправления и прибытия, остальные города лишь мелькают за окном. А автостопщик вполне может «зависнуть» в понравившемся месте, осмотреть достопримечательности, пообщаться с интересными людьми. В ходе поездок я открыл для себя, что каждый город — это отдельный мир, со своей историей, законами и порядками.

К этому выводу мой собеседник пришел во время своего путешествия в Новосибирск летом 1999 года. Тогда он посетил уйму городов: Самару, Уфу, Челябинск, Тюмень, Омск, Екатеринбург. Везде останавливался на несколько дней, тусовался с тамошними неформалами, «сейшенил» (т.е. подрабатывал игрой на гитаре). Жил у новых друзей, с многими из которых до сих пор поддерживает контакт и частенько ездит в гости.

…И ЗА КОРДОНОМ

— Идея побывать за границей, посмотреть по-настоящему европейскую страну, пришла мне в голову в августе 2002-го, — продолжил тему Алексей. — Во Львове встретил компанию буддистов, которые собирались в Польшу, по их совету сходил в туристическое агентство и купил ваучер (однодневную визу). Однако польские пограничники его забраковали, выразив несогласие словами: «Не добре ваучер!». Другой, купленный в Белоруссии, тоже не прошел. Лишь с третьего раза мне достался нормальный ваучер, и я пересек границу.

В Польше наш герой побывал в Варшаве, Кракове и курортном городке Закопаны. Больше всего ему запомнился Краков: «Удивительно теплый, открытый город, интересная тусовка. Конечно, первое время ощущался языковой барьер, но потом освоился и общался без проблем».

Интересуюсь, отличаются ли иностранные неформалы от российских. «Свои особенности есть, но в целом у них все, как у нас — манера общения, одежда, пиво. Пиво, кстати, в Польше очень дешевое, а вот водка — дорогая».

Но особенно путешественнику запомнилась польская полиция: «Она вела себя чрезвычайно корректно, не чета нашей. Я сам видел, как полицейские подошли к лежавшему на газоне пьяному мужику, вежливо разбудили и попросили идти домой».

Не обошлось в Польше и без курьезов. На одной из улиц Кракова Дракуле встретился американец, игравший на гитаре и певший… русские блатные песни! Причем сам исполнитель был в восторге от нашей «Мурки» и «Гоп-стопа», считая их великими произведениями искусства.

Назад добрался без проблем, хоть виза и была просрочена на две недели.

А в октябре 2002-го Ильин отправился в Словакию по приглашению своего друга Матео Шванчара из города Пиштани (в 80 км от Братиславы). Словаки поразили его невиданным доселе дружелюбием и щедростью: «За часовой «сейшн» мне набрасывали до четырех долларов. Случайный знакомый купил билет на электричку, другой — бесплатно довез куда надо. А уж какие приветливые лица у людей, вспомнить приятно!».

ВНОВЬ МАНИТ ДОРОГА…

На днях Леха вернулся из очередного путешествия. На сей раз ульяновец посетил два неформальных фестиваля: в закарпатском местечке Шипот, что в Украине, и «Радугу» в Костромской области. На эти тусовки съезжаются люди со всей России, немало бывает гостей из Восточной Европы. Многие так же, как наш земляк, добираются автостопом. Живут в палатках, готовят еду на костре, читают свои стихи, поют песни. Зачем им все это? «Чтобы понять, нужно увидеть все самому», — ответил на мой вопрос Ильин.

В дальнейших планах путешественника поездки в дальнее зарубежье: Финляндию, Швецию, Германию, Францию. «Но это не раньше будущего года, — сказал он. — А этой осенью можно съездить на юг — в Крым или Краснодарский край, где тепло».

Наша беседа затянулась до полуночи, а я все думал, что же заставляет этого парня, навьючив тяжеленный рюкзак, отправляться за тысячи километров, доверив свою судьбу счастливому случаю? Жажда открытий? Непоседливый характер? Стремление к новым знакомствам? А может, все, вместе взятое? Не знаю, но желаю ему счастливого пути или, как говорят старые хиппи: «Попутного ветра в хаер!».

Дмитрий СИЛЬНОВ

РЕКОРДЫ АВТОСТОПА

Есть среди автостопщиков и свои рекордсмены. Некоторые парни совершают настоящие кругосветные путешествия, как, например, петербуржец Алексей Воров. Он побывал в Америке, проехал через Сибирь, Чукотку и Аляску. А вот москвич Валерий Шанин добрался «стопом» аж… до Австралии! То есть ловить попутки им приходилось не только на суше, но и на море.

ДА ПОШЕЛ ТЫ!

Первые хитч-хайкеры («автостопщики» по-английски) появились, вероятно, одновременно с первым автомобилем. Доподлинно известно, что еще жена одного из «отцов» «самобеглых экипажей» Карла Бенца во время своей первой поездки на машине подвозила попутчиков. Впоследствии этот способ передвижения стал очень популярен, особенно среди молодежи: студентов, хиппи и прочих молодых граждан, у которых вечно не хватало денег.

Основные принципы западного автостопа не отличаются от нашего: тот же выход на трассу за городом, тот же способ голосования, то же стремление не платить за проезд. Иногда иностранцы пользуются табличками с указанием конечного пункта путешествия, например «До Калифорнии, пожалуйста». Причем на оборотной стороне табличек нередко пишут изречения типа «Храни тебя Господи» (если подвозят) или «Да пошел ты!» (сами понимаете когда).

БЕРЕЖЕНОГО БОГ БЕРЕЖЕТ

— Насколько мне известно, автостопщики — люди серьезные и правил дорожного движения не нарушают, — сообщил начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Ульяновской области Альберт Пинов. — Они заботятся о своей безопасности — в темное время суток надевают светоотражающие комбинезоны (а потому их нередко принимают за инспекторов ДПС), под колеса не лезут. Так что аварии с участием этих ребят — большая редкость.

СЕКСА У НАС НЕТ?

Обычно путешествуют поодиночке. Групповой автостоп намного труднее, так как далеко не каждый водитель рискнет везти даже небольшую компанию. И все же многие хитч-хайкеры часто берут с собой подружек. Да и в дороге можно познакомиться с симпатичной стопщицей и путешествовать вместе. Они девушки отчаянные, пуританских правил не придерживаются, так что вечерком, в палатке, на обочине…