Сельский анклав в черте города

До вступления в полную силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осталось совсем немного времени — около трех месяцев. И в нашем регионе реформа местного самоуправления идет, что называется, по графику.

Как известно, реформа местного самоуправления — дело сложное, но необходимое. Она была начата с целью преодоления двух основных недостатков существующей системы местного самоуправления — нечеткого разграничения полномочий государственных и муниципальных властных структур и такого бедствия общенационального масштаба, как «полномочия без денег» (когда даваемые муниципалитету полномочия не обеспечиваются достаточным финансовым ресурсом).

Федеральный закон № 131-ФЗ, ставший правовой основой реформы, ввел единый общегосударственный стандарт понятия «муниципальное образование», распространил местное самоуправление фактически до уровня сельсовета, четко очертил круг полномочий муниципальных образований различных уровней. А также предусмотрел, что «финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов» (т.е. из федерального или региональных). Плюс к тому урегулировал порядок предоставления муниципальным образованиям дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджетов вышестоящих уровней.

В рамках реформы в 2004 году в нашей области был принят закон «О муниципальных образованиях Ульяновской области», а 29 мая этого года одновременно с выборами представительных органов местного самоуправления городов и районов проведены и выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований — сельских и городских поселений. С 1 января 2006 года эти структуры должны начать свою работу. Однако… в каждой «бочке меда» есть, как известно, своя «ложка дегтя».

Цитирую текст обращения в Законодательное собрание группы жителей поселка Ленинский, включенного законом «О муниципальных образованиях Ульяновской области» в состав Ульяновска: «Мнение жителей поселка по вопросу отнесения его к муниципальному образованию «город Ульяновск» не учитывалось… Население поселка категорически возражает против отнесения его в черту города… и было собрано 250 подписей».

Таким образом, налицо достаточно серьезная проблема, возникшая в связи с проведенным законом «О муниципальных образованиях Ульяновской области» уточнением границ муниципальных образований. Кстати, проблема эта отнюдь не единственная. Если значительная часть жителей Ленинского выступает за то, чтобы из Ульяновска их поселок передали в Чердаклинский район, то жители многоквартирного дома, находящегося в санаторном комплексе «Лесная быль», высказывают абсолютно полярное мнение.

По нашей просьбе создавшуюся ситуацию комментирует начальник государственно-правового отдела Законодательного собрания области Виктор Королев:

— Федеральный закон №131-ФЗ предусматривает (статья 11-я, часть первая, пункт 13-й), что «территория поселения не может входить в состав территории другого поселения». Поселок Ленинский географически расположен внутри города Ульяновска, он окружен городской территорией, поэтому никак не может быть включен в состав Чердаклинского района. До 2004 года он, правда, принадлежал этому району, но так сложилось исторически, еще со времен, когда не было ни «Авиастара», ни нового города. С появлением вышеупомянутого закона № 131-ФЗ это положение следовало исправить, и оно было исправлено.

— Но как же быть с мнением жителей Ленинского?

— Мнение населения было выражено в соответствии с требованиями федерального закона №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» представительными органами местного самоуправления — соответственно городской думой Ульяновска и Советом депутатов Чердаклинского района. Данное мнение зафиксировано в принятых ими решениях, которыми определены новые (с 2004 г.) границы этих муниципальных образований.

Хочу отметить, что статус поселка Ленинский как сельского населенного пункта законом «О муниципальных образованиях Ульяновской области» ни в малейшей мере не затронут. Статья 25 данного закона, в частности, гласит: «В состав городского округа «город Ульяновск» за пределами городской черты входят сельские населенные пункты… поселок Ленинский». Таким образом, все льготы, полагающиеся сельчанам, у жителей Ленинского сохраняются.

Подготовил Игорь Гильманов