Человек у доски — это звучит…

Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Иванов оценил работу системы образования нашего региона на твердую тройку… На большее рука не поднялась!

Наш министр трудовых ресурсов и социального развития до того был главным федеральным инспектором Ульяновской области, и об этом знают многие. Но вот о том, что в чиновники Александр Иванов подался буквально от школьной доски, известно не всем. Отличник просвещения РФ, он 10 лет преподавал физику, получил высшую квалификационную категорию, за выдающиеся педагогические способности даже входил в программу грантовой поддержки Фонда Сороса.

Министр до сих пор считает учителей своими коллегами. Сейчас в сферу обязанностей Александра Иванова в том числе входят и вопросы образования, особенно в той интересной части, что касается повышения зарплаты и социальных гарантий педагогов. Узнать об этом подробнее логично было именно сегодня, в Международный день учителя. Ведь под праздники наши руководители становятся как-то мягче, что ли, из них легче выскакивают обещания и надо только успеть поймать на слове…

— С Днем учителя вас, Александр Юрьевич!

— Спасибо! А я бы в свою очередь хотел поздравить всех педагогов Ульяновской области. Профессия учителя — одна из самых творческих. Знания, которые нужно донести до учеников, быстро меняются, поэтому учителю необходимо вести постоянное самообразование. С другой стороны, дети, эти пытливые и неугомонные умы, тоже не дают педагогу расслабиться и успокоиться. В этот день своим коллегам мне хотелось бы пожелать высокого творчества и профессионализма и чтобы путеводной звездой для них был лозунг: «Вы талантливый учитель — у вас способные ученики!».

— И все?! А наши учителя от вас, скорее, ждали пожеланий достойной зарплаты и тому подобного.

— Повышение оплаты труда — это действительно серьезная проблема. Как вы знаете, с 1 сентября уже состоялось одно повышение — на 11 процентов. Сейчас у себя в правительстве мы рассмотрели и подписали проект бюджета на 2006 год, который будет отправлен в Законодательное собрание. Там предусмотрено еще два повышения зарплаты в течение будущего года — в общей сложности на 30 процентов. Также вы, наверное, слышали, что сказал президент: каждому классному руководителю с 2006 года будет введена доплата в размере 1 000 рублей ежемесячно. Конечно, мы все равно не дотянем до уровня средней заработной платы в промышленности, как в свое время 15 лет назад указом № 1 первого президента РФ определялась заработная плата учителя. Но все же это существенное улучшение.

— Насколько мне известно, готовится закон Ульяновской области «Об образовании», из-за которого сейчас идут «баталии» в ЗСО…

— Вместе с Законодательным собранием мы активно обсуждаем варианты этого закона. У нас есть некоторые разночтения, но они носят скорее технический характер, нежели принципиальный. В главном мы сходимся — надо решить вопросы социальной защиты учительства. Более того, я вам скажу, что уже подготовлен проект закона об оплате коммунальных льгот сельской интеллигенции. У нас эта проблема до сих пор оставалась нерешенной. Суть в том, что 122-й федеральный закон переложил все расходы по этим льготам на субъекты. Однако существовало постановление, которое отдавало этот вопрос муниципалитетам, что было опротестовано, и сейчас, уже в установленном законом порядке, мы готовим закон Ульяновской области. Если сюда еще присовокупить те инициативы в отношении молодых специалистов о подъемных, о которых говорил губернатор, это позволит существенным образом подкрепить меры социальной поддержки педагогов, особенно молодых.

— Многие учителя напуганы надвигающейся реформой образования. Непонятно, радоваться им или горевать?

— Я так понимаю, речь идет о заявлении президента, что в срочном порядке необходим переход к нормативно-подушевому финансированию. Но это не реформа образования, а изменение всей системы бюджетного обеспечения, когда финансирование зависит от результата работы. В данном случае количество учеников — это результат. Потому что сейчас школы финансируются по смете, которая никак не учитывает ни количество учеников, ни тем более качество образования. Радоваться или горевать? Ну смотря кому… Здесь уместнее говорить о восстановлении справедливости. Если взять город Ульяновск, то есть элитные школы, которые имеют классы малой наполняемости, дополнительные ставки воспитателей, руководителей кружков и так далее. В пересчете на одного ученика они получают гораздо больше денег, чем, скажем, школы на окраине города, где-то в «спальных» районах. Это неправильно, что на одного ученика тратится больше бюджетных средств, чем на другого, потому что каждый из них в равной степени имеет право на поддержку из бюджета.

— Под элитными школами вы имеете в виду гимназии?

— Когда-то гимназии действительно создавались для детей с высокими интеллектуальными способностями. Но можно ли сейчас утверждать, что это школы с повышенным уровнем знаний или на самом деле это элитные школы, куда стремятся попасть, потому что там лучшие условия? Почему бы не восстановить справедливость? Ведь у нас есть переполненные школы, которые работают в две смены, почему бы туда не направить эти бюджетные средства?! А у гимназий № 1 и № 3 и лицея № 2 есть собственные источники финансирования в виде попечительских советов и более социально благополучного родительского состава, которые в состоянии самостоятельно обеспечить дополнительное финансирование. Я думаю, что нормативное финансирование это хорошо, потому что директора школ получат возможность более эффективно распоряжаться выделяемыми деньгами. Сейчас за них это делает отдел образования. Выживет та школа, во главе которой встанет грамотный управленец и экономист. Школам придется конкурировать между собой за ученика.

— То есть учитель теперь должен будет стать коммерсантом?

— Штамп советской школы, когда директор — это учитель учителей, уходит в прошлое. Как и в любой организации, в школе руководитель — это прежде всего управленец. Для продвижения своей школы на рынке образования директор должен знать технологию управления человеческими ресурсами, построение деятельности организации, технологию взаимодействия с окружающим социумом, PR и, конечно, знать элементарные вещи, связанные с финансами. Без этого сейчас нельзя: без поиска дополнительных ресурсов, без эффективного использования того, что есть, без математических расчетов, знаний основ бухгалтерии… В институте повышения квалификации есть кафедра управления образования и разработана сертифицированная программа «Менеджер образования». Необходимо сформировать госзаказ и направить директоров школ на обучение.

— А вы, Александр Юрьевич, станете ярким примером того, что из учителя легко можно сделать управленца!

— Я работал директором школы семь лет. Именно в системе образования набрался того необходимого управленческого опыта, чтобы затем выиграть кадровый конкурс и стать федеральным инспектором. Педагогические навыки мне помогают и в моей сегодняшней работе.

— Вы ставите двойки подчиненным?

— Двойка — это оценка собственного труда учителя, его собственное признание того, что он ничему не научил. Двойка подчиненному — это признание себя руководителем, не способным организовать работу.

— Какую бы оценку вы поставили в целом системе образования Ульяновской области?

— М-м-м… Нет, не двойку! Все-таки твердую тройку.

— О, какая щедрость! Наверное, вы были очень нестрогим учителем физики.