Медвежье нашествие на Сурский раион
Пожалуй, не стоит нам, человекообразным, жаловаться на природные катаклизмы, плохую экологию и тому подобные бедствия окружающей среды. Как оказывается, все не так уж плохо, и доказательство тому – «второе пришествие» бурых медведей в леса Сурского района.
о данным Сурского лесхоза, впервые появление медведей в Кувайских лесах было зарегистрировано в 1972 году. По словам главного лесничего района Валентины Чугуновой, все началось с того, как в Алатыре (Чувашия) вырубили огромные массивы леса, поэтому местные мишки в поисках более тихого места и вынуждены были «эмигрировать» к нам. Тем более что охотникам доступ в Кувайские леса запрещен, а условия там для жизни и размножения медведей самые благоприятные. Это и огромное количество их излюбленных лакомств: черника, брусника, клюква и, конечно же, малина. Множество глубоких оврагов (до 30 метров), очень удобных для зимней спячки. Кроме того, косолапые любят зимовать в так называемых «выворотах», остающихся после того, как ветер с корнем вырывает деревья, а таких мест в Сурских лесах, по мнению лесников, да и по нашим наблюдениям, предостаточно. Плюс ко всему, по Сурскому району проходит южная граница европейской тайги – самого «медвежьего» леса.
В позапрошлом году, по словам главного охотоведа Сурского района Юрия Мартынова, егеря видели уже медведицу с медвежонком. Местные жители не очень обрадовались их появлению – в этом году они разорили несколько пасек и вдоволь полакомились медом.
Как рассказывает Валентина Станиславовна, первого мишку в этом году вспугнули зимой охотники в районе села Утесовка (там он залег в спячку), а в июне Валентина Станиславовна, фотографируя в Кувайском лесу кедровники, сама случайно наткнулась на свежий задир на дереве.
– Медведи, как и другие обитатели леса, уважают конкуренцию и помечают таким образом свою территорию, дабы ни один посторонний не мог гулять по «его» владениям, – с тревогой в голосе вспоминает женщина. – Чувствовалось, что медведь где-то рядом: задир был совсем свежий, даже смола еще не успела застыть. До сих пор меня передергивает от страха: до оставленной машины больше километра, ты стоишь посреди глухого леса, а где-то неподалеку – двухсоткилограммовый хищник, на чью территорию мы вторглись…
Как-то в Лавинском лесничестве группа ученых и фотографов, приехав на рабочем «уазике», проверяла произрастающие там культуры и обнаружила свежие отпечатки лап крупного медведя. Причем, следы косолапый оставил прямо на колее от колес их автомобиля – по всей видимости, пытался догнать «покусившихся» на его территорию людей.
Как рассказывает Юрий Мартынов, сейчас наблюдается тенденция к увеличению количества медведей в Сурском районе. Недавно видели, как медведица, которая два года назад обзавелась потомством, прогуливалась с еще одним медвежонком. Кроме них, по Сурскому району бродят еще три медведя.
В 1982 году в целях обеспечения сохранности оставшихся видов животных и регулирования их численности в Сурском районе был открыт охотничий заказник, по уставу которого отстреливать в здешних лесах разрешается только кабанов и лосей.
– Их-то у нас предостаточно, – уверяет Валентина Станиславовна. – По нормам должно приходиться 3-4 головы на гектар, а здесь – в 2 раза больше! А с косулями у нас вообще сложились приятельские отношения. Была ситуация, когда мы с мужем одну из них случайно чуть не задавили, так она метнулась в сторону и смотрит на нас своими грустными глазами – будто молит о пощаде. Кроме того, постоянными обитателями здесь стали водные животные – выдры, выхухоли и бобры. Последние порой столько плотин настроят, что ни проедешь, ни пройдешь. Как-то ехали с инспекцией по лесу, видим – бобры своими строениями всю дорогу перегородили. Пришлось выходить, разбирать их «баррикаду». Через пару часов возвращаемся – «баррикада» заново отстроена!
Понятно, что такое разнообразие животных не может не привлекать внимания браконьеров, которые в поисках легкой добычи приезжают в Сурский район даже из самых отдаленных уголков области, а также все из той же Чувашии (говорят, охотой в наших лесах иногда развлекался и известный врач-офтальмолог Святослав Федоров). Но, как заверила нас Валентина Станиславовна, лесничие и егеря (зарплата которых, к слову сказать, не превышает полутора тысяч рублей) вполне способны защитить зверей от браконьеров. Значительно больше работники лесничества опасаются принятия нового Лесного кодекса и возможной передачи лесов в частные руки. И тогда, скорее всего, Сурские леса очень быстро перестанут быть уникальным природным заповедником, заботливо охраняемым уже более двадцати лет, и наша область потеряет один из самых красивых своих уголков…