Бизнес в ЖКХ — всерьез и надолго?

Новый Жилищный кодекс предусматривает приход на рынок ЖКХ частных компаний, которые и будут оказывать нам услуги.

Четко пока никто не знает, каким образом мы, жители домов, сможем остановить выбор на той или иной организации. Тем не менее предполагается, что наше мнение все же будет учтено, например, на сходах граждан. Свое веское слово скажут и управляющие компании — заказчики производимых услуг.

А вот их производителям — подрядчикам сейчас самое время подумать о своем имидже, который еще надо завоевать.

Это сейчас пытаются сделать появившиеся первыми в новом городе частные компании — ООО «Лифтсервис М», которым руководит Максим Кузнецов, и управление подрядными организациями, где директор Алексей Болотов. Первая организация занимается обслуживанием лифтового хозяйства нового города, вторая — текущим ремонтом сантехники и электросетей, уборкой территорий и прочее.

ООО «Лифтсервис М» и управление подрядными организациями появились в новом городе одновременно — 1 июля нынешнего года.

Прошел достаточный срок, для того чтобы разобраться, во что предприятия «ввязались», с чем столкнулись и на что, собственно, рассчитывают. Неплохо об этом в общем-то узнать и горожанам, которые из своих карманов платят за услуги ЖКХ.

Итак, в частном предприятии ООО «Лифтсервис», которое ранее было одной из структур МП «Новый город», трудятся 202 человека, среди которых электромеханики, круглосуточная аварийная служба, операторско-диспетчерская служба и административный аппарат управления из 12 человек. Организация обслуживает 1 320 лифтов — практически все лифтовое хозяйство нового города, которое, понятно, досталось ей в весьма плачевном состоянии. Как рассказал Максим Кузнецов, городские власти поставили перед частной компанией условие — оптимизировать производство и соответственно снизить затраты.

С этого и начали. Внедрили аварийную систему обслуживания лифтов (до этого механики проводили ежедневный технический осмотр, что было более затратно), разделили новый город на четыре участка, снабдили людей мобильными телефонами и автотранспортом, выделили четыре центральных аварийных диспетчерских пункта. В результате расходы сократились втрое. За счет чего у работников ООО «Лифтсервис» средняя зарплата увеличилась с 3-4 тысяч рублей до 4-6 тысяч.

Оптимизация производства позволила снизить расценки на обслуживание лифтового хозяйства на 10 процентов (с 32 рублей 79 копеек до 29 рублей 50 копеек), а это ежемесячно 340 тысяч экономии.

Тем не менее, по словам Максима Кузнецова, когда экономические показатели прибыли рассчитывались на бумаге, перспективы виделись более радужными, чем это оказалось на практике. Например, сборы с населения за пользование лифтом в сентябре составили 67 процентов вместо 97 процентов, как предполагалось. Следовательно, прибыли, которая предназначается на капитальный ремонт лифтов или их замену, оказалось меньше запланированного.

Если бы теоретические расчеты совпадали с тем, что происходит на практике, то можно реально производить замену по одному лифту раз в два месяца (лифт саратовского производства стоит около 360 тысяч рублей), при сегодняшних доходах — максимум раз в четыре месяца. Нормативный срок эксплуатации (25 лет) в новом городе уже отработали 126 лифтов.

Хоть и трудности есть, но уходить с ульяновского рынка ООО «Лифтсервис» не намерено.

— Главное, чего удалось добиться, — сообщил Максим Кузнецов, — деньги от потребителей услуг идут напрямую к нам. Раньше мы были структурным подразделением МП и деньги населения, которые предназначались на содержание и ремонт лифтового хозяйства, тратились на другие цели. Нам нужно хорошо поработать, чтобы нашу компанию выбрали: либо управляющая компания, либо жильцы.

Оптимизацию производства провело и управление подрядными организациями (в него вошли ООО «Звезда», ООО «Жилсервис», ООО «Жилстройсервис», ООО «Строй Артель» и ЧП Абрамов), которое обслуживает в новом городе пять ЖЭКов (№1, 4, 5, 6 и 7), или 80 процентов жилого сектора района авиастроителей. Здесь также минимальное число управленцев — 12 человек. Зарплата у работников возросла на 10 процентов.

Как утверждает Алексей Болотов, за четыре месяца удалось сделать много, в том числе в плане подготовки к отопительному сезону. Осложняет работу то, что управляющая компания «Новый город» (заказчик), задолжала с июля частной компании — подрядчику больше 5 миллионов рублей. Соответственно против должника Алексей Болотов настроен решительно и вообще не понимает, зачем Ульяновску управляющая компания «Новый город». Он привел следующую статистику. Мы платим за пользование 1 кв. м по

4 рубля 42 копейки с человека, из них 2 рубля 50 копеек идут управлению подрядными организациями (на текущий ремонт, услуги сантехников, вывоз мусора и прочее), а оставшиеся 1 рубль 92 копейки достаются управляющей компании. Куда уходят эти деньги — можно только предполагать. Так, штата технических работников у нее практически нет, нет и техники, соответствующие работы не ведутся. А долги растут! Чтобы восстановить справедливость, Алексей Болотов готов потребовать деньги возглавляемого им частного предприятия через суд. Он по-прежнему верит в перспективы развития. Вместе со своими коллегами выиграл тендер на создание аварийной службы, которая будет обслуживать новый город с нового года. А пока занимается текущей работой, чтобы завоевать доверие горожан. Ведь бизнес, по его мнению, — это когда всерьез и надолго.