Дорога дорогая!

У-у-ух! В ямку. Трах! Днищем. И уже выезжая, хрясь бампером… А в голове

с бешеной скоростью цифирки накручиваются, как на кассовом аппарате:

сколько же денег уйдет на ремонт машины из-за этой колдобины. Эх, мама дорогая!

Состояние наших дорог никого не радует, кроме, наверное, работников автосервиса, которым не приходится без дела сидеть. Многие депутаты Законодательного собрания личного транспорта не лишены, и понятно, почему на очередном своем заседании они потребовали от заместителя председателя правительства Ульяновской области, министра транспорта Александра Пинкова рассказать им о состоянии дорожной отрасли и перспективах ее развития. Доклад получился недолгим, потому что состояние, ясное дело, плачевное, а перспективы туманные…

Для начала определимся, что такое дорожное хозяйство Ульяновской области. Это 4 567 км автомобильных дорог, 335 малых мостов и 3 321 железобетонная труба. На все это добро в бюджете выделено 241,8 млн. руб. Однако 24,7 млн. руб. — это долг перед подрядчиками за прошлый год и 20 млн. руб. передано городу Ульяновску на ремонт городских улиц. То есть фактически предусмотрено 197,1 млн. руб. Много это или мало на всю область? Если бы у нас были прекрасные дороги, как в Америке, то мало, а если такие, какие есть, то это вообще слезы…

Существует норматив, при котором считается допустимым на содержание 1 км дорог тратить минимум 60 тыс. руб., у нас в области в этом году на 1 км решили израсходовать лишь 20 тыс. руб., то есть в три раза меньше. Интересно, как дела обстоят у соседей? Департамент автомобильных дорог Ульяновской области провел мониторинг указанного норматива в соседних регионах. Затраты на содержание 1 км автодороги в 2005 году, например, в Волго¬градской области составили

58 тыс. руб., Самарской области — 60 тыс. руб., Оренбургской области — 68 тыс. руб. Вот такая несправедливость по отношению к нашей дороге-матушке! Причем это разделение на богатые и бедные дороги существует и внутри области: затраты на содержание федеральных трасс, проходящих по нашей территории, составили в текущем году 65 тыс. руб. на 1 км.

В докладе, подготовленном министерством Александра Пинкова, говорится, что благосостояние наших дорог подкосила отмена Федерального закона «О дорожных фондах». В связи с этим за последние годы финансирование дорожных работ на автодорогах Ульяновской области значительно сократилось. В области практически прекращено строительство новых дорог, особенно в сельской местности, не ведется замена ветхих деревянных мостов на муниципальных дорогах. По данным диагностики 2004 года, из 2 350 км обследованных автомобильных дорог общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта 885 км с объемом работ около 1,5 млрд. руб.!

Из-за отсутствия своевременного ремонта в 2005 году продолжилось разрушение автомобильных дорог и мостов области. На сегодняшний день отсутствует проезд и подлежат закрытию автодороги общей протяженностью 194 км, в том числе автодороги Алексеевское — Высокий Колок (Новомалыклинский район), Инза — Оськино — граница области (Инзенский район), Верхняя Маза — Ореховка — Рябина (Радищевский район), Дивный — Дубравка — граница области (Мелекесский район). На восстановление этих объектов необходимо не менее 500 млн. руб.

Затруднен проезд и продолжается стремительное разрушение автодорог Сосновка — Глотовка (Инзенский район), Барыш — Приозерный (Барышский район), Труслейка — Тияпино — Чамзинка (Инзенский район), Сурское — Сара — Ждамирово, 20 км (Сурский район), Белый Ключ — Никитино (Сурский район), Тереньга — Гавриловка — Б. Борла (Тереньгульский район)… Скорбный список можно продолжать и дальше. Всего

28 объектов протяженностью 477 км, на ремонт которых требуется 1,4 млрд. руб.

Кроме того, в аварийном состоянии находятся 11 мостов. Стоимость их капитального ремонта составляет около 100 млн. руб.

До конца года остается не так много времени, и, очевидно, исправить удручающее положение дорожного хозяйства области не удастся. Значит, все проблемы останутся с нами и в следующем году. Плюс ко всему как дамоклов меч завис недостроенный мост через Волгу, и он также претендует на внимание со стороны бюджета. Конечно, можно и не выделять средства из областной казны, но тогда и федеральные закрома родины могут отреагировать в худшую сторону: «Ах, вам не нужен мост, ну так и нам тем более…».

С учетом Закона «О целевом бюджетном дорожном фонде Ульяновской области» финансирование дорожного хозяйства области со следующего года составит не менее

768 млн. руб. Это позволит обеспечить обязательную долю финансирования мостового перехода через Волгу (250 млн. руб.), разработать проектно-сметную документацию на строительство моста (70 млн. руб.), обеспечить уровень содержания 4 500 км дорог области по допустимому нормативу без передачи части областной сети дорог в муниципальную собственность, а также завершить в 2006 году строительство комплекса по производству кубовидного щебня и битумной эмульсии (25 млн. руб.). Что будет в реальности, мы еще не знаем.