От бюджета выживания – к бюджету развития

Очередное заседание Законодательного собрания области, о котором мы сообщили в минувшую пятницу, было отмечено важным событием. Впервые в практике взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти региона губернатор обратился к депутатам с бюджетным посланием.

Сергей Морозов сразу же отметил, что при разработке проекта областного бюджета принималась во внимание, прежде всего, необходимость выполнения задач, которые ставит президент страны Владимир Путин в качестве общенациональных приоритетных проектов. Их реализация позволит обеспечить прорыв по целому ряду направлений в экономике и социальной сфере области, доказать ее состоятельность как субъекта Российской Федерации. Роль бюджета в этом случае трудно переоценить.

Проблемы решены не все, но…

Но сначала коротко об итогах социально-экономического развития области за истекшие девять месяцев.

Основные усилия, по признанию губернатора, были направлены на решение неотложных вопросов текущего характера, реализацию реформ, в частности административной, бюджетной, местного самоуправления, а также на социальную поддержку отдельных категорий граждан, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Насколько трудно было решать такие проблемы, свидетельствует такой факт. В 2005 году регион вступал с 6,7 миллиарда рублей доходов, 7,2 миллиарда расходов при дефиците бюджета в 544 миллиона рублей. В общем объеме расходов на зарплату было заложено 92,4 процента от потребности, на коммунальные услуги – 67,6 процента.

Теперь можно говорить, что собственные доходы областного бюджета за девять месяцев составили 3,2 миллиарда рублей, что в полтора раза выше показателей аналогичного периода прошлого года.

Преодолено отставание в динамике промышленного производства. Если по итогам января его сводный индекс составлял 66,1 процента, то по итогам за девять месяцев – 100,3 процента.

Более чем на 36 процентов возросли объемы строительства жилья. По этому показателю мы вошли в тройку лидеров среди всех регионов Приволжского федерального округа. По итогам девяти месяцев наша область лидирует в ПФО по темпам роста объемов грузооборота автомобильного транспорта. Стабильными остаются общий оборот розничной торговли и объем платных услуг населению.

Опережающими темпами растут зарплата и денежные доходы населения, причем как в номинальном, так и реальном выражениях. По среднемесячным денежным доходам населения за сентябрь мы оставили позади себя в рейтинге регионов ПФО Удмуртию, Пензенскую и Кировскую области, не говоря уже о Чувашии, Мордовии и Республике Марий-Эл. По сравнению с началом года просроченная задолженность по зарплате снизилась более чем на 60 миллионов рублей. Полностью погашены долги территориального бюджета перед работниками образования, здравоохранения и культуры. Сергей Морозов выразил убеждение, что до конца года бюджетная задолженность по зарплате будет ликвидирована полностью.

В центре особого внимания была и остается политика в области занятости, направленная на снижение высокого уровня официально зарегистрированной безработицы. В результате принятых мер было создано более 12 тысяч новых рабочих мест, что в полтора раза выше уровня прошлого года. За девять месяцев на 30 процентов возросли объемы финансирования областных строек и объектов, включенных в федеральные целевые программы. Стабильно растет индекс инвестиций всех хозяйствующих субъектов, который в конце года ожидается на уровне 109,5 процента. Практически без срывов удалось войти в новый отопительный сезон. Серьезно решаются вопросы благоустройства.

Много внимания уделялось формированию новой нормативно-правовой базы. План законотворческой деятельности выполнен в полном объеме. В ближайшее время на рассмотрение депутатов ЗСО будет внесен законопроект о муниципальной службе, позволяющий четко определить структуру на уровне муниципальных районов и поселений. Обсуждается вопрос об изменении административно-территориального устройства области. Будет совершенствоваться структура управления регионом. Ее эффективность призван доказать сбалансированный бюджет.

Проблемы, конечно, решены не все. Но необходимый задел имеется.

Что год грядущий нам готовит?

Сергей Морозов сказал, что при формировании областного бюджета на 2006 год ставилась цель обеспечить высокий уровень конкурентоспособности региона. Это возможно только за счет эффективности и качества бюджетных услуг, ведущих, в конечном итоге, к повышению уровня жизни граждан. Сегодня это ключевой вопрос областной и государственной политики.

Одновременно с этим крупномасштабное привлечение инвестиций позволит обеспечить прогрессивные сдвиги в экономике и устойчиво высокие темпы роста по всем направлениям деятельности, прежде всего в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, газификации и сельском хозяйстве. Создаваемые руководством страны условия для решения национальных приоритетов, в том числе и увеличение финансирования из федерального бюджета, будут способны существенно изменить ситуацию в нашей области только в том случае, если мы сможем доказать эффективность вложения собственных финансовых средств. При этом надо помнить, что средства федерального бюджета не замещают региональных расходов, это лишь дополнительные деньги к тем, что должны выделяться на местах. Прогноз социально-экономического развития Ульяновской области позволил сформировать проект бюджета на 2006 год с такими параметрами: доходы – 12 миллиардов 17 миллионов рублей, расходы – 12 миллиардов 964 миллиона рублей. Доходы бюджета, по расчетам, должны вдвое превысить уровень прошлого года.

Главным механизмом дальнейшего развития региона остается экономика. Соответственно этому в качестве приоритетной будет разрабатываться новая промышленная политика, ориентированная на внедрение инноваций, соответствие ульяновской продукции мировым стандартам качества, следовательно, и на повышение конкурентоспособности нашего бизнеса.

Особое внимание будет уделено господдержке сельского хозяйства. По проекту бюджета 2006 года объем финансирования сельхозтоваропроизводителей возрастет в два раза. Основная часть средств будет направлена на реализацию областных целевых программ, в том числе по созданию системы агробизнеса, лизингу племенного скота и сельхозтехники, развитию и модернизации действующих сельхозпроизводств. В целях преодоления бедности на селе предстоит масштабно развернуть работу по кредитованию и поддержке личных подсобных хозяйств. Новым шагом станет создание областной коммуникационно-информационной службы по обеспечению АПК.

Серьезным фактором экономического роста призвана стать политика по развитию общественной инфраструктуры: газификации, водоснабжения и дорожного хозяйства. Дороги являются важнейшим ресурсом развития экономики региона. Сегодня они находятся в плачевном состоянии. Чтобы изменить ситуацию, требуется, по самым скромным подсчетам, около двух миллиардов рублей. А вот финансирование дорожного хозяйства в будущем году составит всего 400 миллионов рублей. Тем не менее это позволит обеспечить обязательную долю финансирования строительства нового моста через Волгу, разработать проектно-сметную документацию, поддержать требуемый уровень содержания дорог области без передачи части дорожной сети в муниципальную собственность, а также завершить в будущем году строительство комплекса по производству кубовидного щебня и битумной эмульсии для улучшения качества ремонта дорог. Что касается финансирования строительства мостового перехода через Волгу, то в настоящее время решается вопрос о выделении из федерального бюджета на 2006 год свыше одного миллиарда рублей. К сожалению, особо отметил губернатор, у отдельных структур федерального правительства и Госдумы есть огромное желание убавить эту цифру, хотя руководство страны продолжает считать строительство моста через Волгу в Ульяновске своей приоритетной задачей.

В проекте облбюджета на 2006 год впервые определен инвестиционный фонд региона в сумме 100 миллионов рублей. Средства фонда предполагается направить на поддержку приоритетных инвестиционных проектов, господдержка которых будет проводиться исключительно на конкурсной основе. Выгодность проектов в коммерческом плане, наличие значительных социальных эффектов станет определять специальная социальная экспертиза. Объем инвестиций по каждому такому проекту должен составлять не менее 15 миллионов рублей.

Предполагается, что общая сумма средств федерального бюджета по целевым и адресным инвестиционным программам составит около двух миллиардов рублей, что в 1,8 раза больше уровня текущего года. Данные средства пойдут на строительство Павловского группового завода, очистных сооружений в Старой Кулатке, пристроя для дистанционно-лучевой терапии кардиологического корпуса в областном центре, столовой детского санатория в селе Юлово Инзенского района, а также на решение вопросов газификации и водоснабжения сельских районов области.

За счет областных инвестиций в 2006 году будет проводиться капремонт средних школ в Инзе, Новомалыклинском и ряде других районов, областного Дворца творчества учащихся в Ульяновске.

Одновременно с этим намечено построить газопровод высокого давления от поселка Береговой Самарской области до райцентра Тереньга.

Безусловным приоритетом областной адресной инвестиционной программы является жилищное строительство в сельской местности, а также реализация программ переселения граждан из ветхого жилого фонда и «Молодой семье – доступное жилье». На эти цели планируется выделить 20 миллионов рублей.

В проекте облбюджета предусмотрено также создание Фонда муниципального развития в размере 70 миллионов рублей. Эти средства будут направляться на конкурсной основе на строительство и реконструкцию объектов в тех муниципалитетах, на территории которых в последние годы наблюдалась низкая инвестиционная активность областного бюджета. Таким образом будет решаться задача социально-экономического развития муниципальных образований. При этом строительство и реконструкция объектов станут возможными только при их долевом участии.

С сентября текущего года зарплата бюджетников повысилась на 11 процентов. С мая 2006 года она увеличится еще на 20 процентов. Предполагается переход к отраслевым системам оплаты труда бюджетников, изменение механизмов финансирования. Что касается здравоохранения, то здесь надо добиваться снижения общей и детской смертности. Основные усилия будут направлены на модернизацию оборудования, внедрение новых технологий в службах кардиологии и родовспоможения. Начиная с 2007 года, все медучреждения области станут финансироваться по факту оказания услуг (за единицу медицинской помощи). Начатый с нынешнего года в 10 медучреждениях региона эксперимент по переходу на такое финансирование будет продолжен. Должны быть реализованы программы по увеличению зарплаты участковым врачам, врачам общей практики и медсестрам. В проекте бюджета в 4,5 раза по сравнению с предыдущим годом увеличен объем средств, направляемых на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Принимаемые меры позволяют уже до конца года направить дополнительно около 50 миллионов рублей на укрепление материально-технической базы кардиологического и родильного отделений областной клинической больницы № 1.

Особое внимание отводится развитию физкультуры и спорта. В 2006 году планируется начать реконструкцию центрального стадиона «Труд» в Ульяновске, завершить строительство целого ряда физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе в поселке-техникуме Рязаново Мелекесского района, физкультурно-педагогическом училище № 3 в Ульяновске, зала для бокса в Димитровграде, стадиона УлГУ на набережной реки Свияга. В целом расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт возрастут почти в полтора раза, или на полмиллиарда рублей.

Расходы бюджета на образование возрастут в 1,6 раза. Предусмотрено также погашение долгов прошлых лет по компенсации на книгоиздательскую продукцию в размере 13 миллионов рублей. Уже в нынешнем году 18 миллионов рублей направляются на реализацию программы «Школьный автобус», а в году будущем решено полностью решить проблемы подвоза детей в сельские школы, обеспечить доступ в Интернет для всех школ области. Наша область примет участие в федеральном эксперименте по реформированию системы образования на основе создания образовательных округов.

Более чем в два раза увеличен объем финансирования на реализацию молодежной политики. На 36 процентов увеличиваются бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии. В 4,7 раза возрастает финансирование социального обслуживания и обеспечения граждан. В проекте бюджета предусмотрены средства на погашение задолженности прошлых лет по выплате госпособий на содержание детей в размере 63,1 миллиона рублей. Это в шесть раз больше, чем в бюджете нынешнего года.

В бюджете 2006 года нашла отражение необходимость обеспечения безопасности граждан. Расходы на правоохранительную деятельность возрастут на 35 процентов и составят 711 миллионов рублей. Содержание областного отряда по спасению и поиску людей на внутренних водоемах региона составит в будущем году 8,6 миллиона рублей.

В последние годы областной бюджет по ряду объективных причин формировался с дефицитом. Не удалось этого избежать и в работе над проектом бюджета-2006. Вместе с тем предельный его дефицит не превышает 15 процентов от размера собственных доходов. Это позволяет региону выполнять соглашения с Минфином РФ, устранять задолженность прошлых лет перед ОАО «Ульяновскэнерго» и газоснабжающими организациями: за долги нужно платить.

В дальнейшем областной бюджет будет формироваться только на базе реестра расходных обязательств. Это веление времени, так как составление самого реестра способствует долгосрочному планированию расходной части областного бюджета. Вопрос тем более важный, что предстоит реформировать межбюджетные отношения, так как с 1 января будущего года регион приступает к реализации реформы органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ-131. Общий объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2006 году по сравнению с текущим годом возрастет более чем в два раза. Создается Фонд реформирования муниципальных финансов с целью активизации оздоровления финансовых процессов, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса муниципальных образований. Средства фонда будут выделяться в виде субсидий и только на конкурсной основе и направляться на решение приоритетных задач муниципалитетов.

«Знак стабильности и предсказуемости…»

Завершая выступление, губернатор сказал, что проект областного бюджета реализует основные приоритеты расходования финансовых средств. Бюджет, по сути, сконцентрирован на задачах, в решении которых заинтересован каждый житель региона. Новые бюджетные возможности позволяют сделать акцент на развитие инвестиционной составляющей.

– Мы делаем первый полновесный шаг, – отметил Сергей Морозов, – в части формирования бюджета развития области, повышения качества жизни граждан. Убежден, что наш регион войдет в 2006 год с утвержденным бюджетом. Это станет хорошим знаком стабильности и предсказуемости общественно-политической обстановки. Добиться таких результатов можно только в ходе совместной работы. Только тогда в нас поверят жители области, инвесторы, руководители федеральных органов власти. Мы к такой трудной работе готовы.