Школа будущих чемпионов

В отличие от большинства других автошкол РОСТО в Заволжском учебно-спортивном техническом клубе (УСТК) существует секция картинга. А возглавляет клуб профессиональный автогонщик Шавкят Сулейманов.

Первое, что бросается в глаза в кабинете Сулейманова, — украшающие стену кубки, медали и почетные грамоты. Все эти призы он завоевал, участвуя в «гонках на выживание». «Гоняется» с 1996 года, неоднократно занимал призовые места и даже побеждал. (Кстати, и сын Шавкята Яховича Ленар тоже автогонщик — инструктор в секции картинга). На заднем дворе автошколы среди прочей техники стоит его «боевая» машина — «восьмерка» по имени «Шаман». Ее он выиграл в 2001 году. Правда, после последней гонки она в «нерабочем» состоянии. Что поделать, на то они и гонки на выживание. После иных заездов многие автомобили и вовсе не подлежат восстановлению. А «Шамана» Шавкят Яхович обязательно приведет в порядок, с техникой он на «ты».

— Многие думают, что «гонки на выживание» не более чем развлечение, — комментирует Сулейманов. — Но это далеко не так. Одна подготовка машины чего стоит: нужно переделать салон, установить каркас безопасности. А еще бензин, стартовый взнос, медкомиссия. Однажды ко мне обратился парень, желавший участвовать в соревнованиях, но, когда узнал, во что это обойдется и, главное, во что может превратиться его машина, сразу отказался.

Рядом с «Шаманом» стоит грузовик «КамАЗ-5410». На нем учатся шоферы для Вооруженных Сил. Ежегодно школа готовит по 130 таких специалистов.

Разумеется, учатся в школе и «мирные» водители. Только за последние четыре месяца заветные права получили 66 человек, половина из которых — девушки. Интересуюсь, как им дается обучение водительскому ремеслу.

— Девушки серьезнее относятся к занятиям, — отвечает Сулейманов. — И программу усваивают лучше. Если с вождением у них и бывают трудности, то Правила дорожного движения сдают с первого раза.

— А как обстоят дела с техникой?

— Есть три «жигуленка» и один «ЗиЛ-130». Лишь мотоцикла нет. «ЗиЛом» сейчас пользуемся реже, так как большинство собирается ездить только на легковых машинах и получает права категории «В». На одной «легковушке» недавно сделали капремонт двигателя — обошлось в семь с половиной тысяч. Пришлось вычесть эти деньги из зарплаты сотрудников. А куда деваться — машины далеко не первой свежести, а на приобретение новых нет средств.

Однако вернемся к спорту. Гонщики собираются вечерами в самом большом отапливаемом гараже клуба. Внутри все как в боксах гоночных команд: вдоль стен стоят машины, на стеллажах разложены запчасти, инструменты, шлемы. Несколько картов — в полуразобранном состоянии. В углу на подставке — кроссовый мотоцикл без двигателя.

— За зиму все машины соберут, — рассказывает Шавкят Яхович. — Пять картов уже на ходу, но в соревнованиях мы пока не участвовали, только тренировались и устраивали показательные заезды, давали прокатиться желающим. Многое приходится изготавливать самостоятельно, привлекать знакомых токарей и сварщиков.

— Недавно в беседе с заместителем председателя областного совета РОСТО мы обсуждали вопрос о возможной передаче конфискованных ГАИ машин в спортивные секции…

— Это здорово облегчило бы наше положение, — подключается к разговору мотокроссмен Андрей Журавлев, занимающийся в клубе вместе с сыном. — Даже если бы мы собирали из двух двигателей один, то смогли бы поставить на ход еще несколько картов. Ведь сколько приходит ребят, которые хотят заниматься, а мы не можем предоставить им машины.

Сам Андрей «гоняется» еще с советских времен. Сегодня выступает за димитровградскую команду на собственноручно восстановленном 500-кубовом «ЧЗ». Стабильно входит в тройку лидеров в своем классе. Сын Саша под влиянием отца увлекся картингом.

— Он еще в шесть лет начал ездить в самом младшем 50-кубовом классе, — рассказал Журавлев. — А сегодня в свои одиннадцать не уступит многим взрослым.

Саша тем временем уже возился с мотором своей машины. Тем же были заняты и другие члены секции — Михаил Ястребов и Ленар Сулейманов. Единственный кроссмен клуба Михаил Числов планировал восстановление мотоцикла. А по глазам младшего Журавлева чувствовалось, что гоночная техника уже стала неотъемлемой частью его жизни. Как дальше сложится судьба способного мальчика?

— Это будет зависеть от финансирования нашей организации, — констатировал Шавкят Сулейманов. — Будут деньги — будем проводить тренировки, участвовать в гонках. Тогда, возможно, вырастим чемпиона.