Металлургический комбинат. Быть или не быть?
Несколько месяцев назад, как гром среди ясного неба, прозвучало заявление о том, что в нашей области собираются построить металлургический комбинат. Стоимость предстоящего строительства была названа просто невероятная — 220-250 млн евро. Многие даже начали задаваться вопросом: а не напутал ли кто-нибудь с цифрами? Ведь они приблизительно равны годовому бюджету всей области! Наверное, мало кто придал бы этой информации значение, если бы она не была озвучена на аппаратном совещании у губернатора.
По сути, кроме объявления о строительстве и оглашения некоторых цифр, ничего больше сказано так и не было. Объявив о комбинате, власть стала что-то делать, абсолютно не информируя общество… И вдруг, в конце лета, на огромном пустыре возле Нового города представители правительства области, почти втихаря, взяли и забили колышек с табличкой «Здесь будет построен металлургический комбинат», а потом объявили: «Первая очередь строительства будет завершена к августу 2006 года». После чего чиновники о комбинате словно… забыли.
А у народа остались вопросы. Нужен ли области этот комбинат? Кто стоит за этим проектом? Насколько он реален? Как продвигается начатое строительство? Каковы перспективы его окончания? И самый главный: а что, собственно, комбинат выпускать-то будет?..
Кто и зачем?
По заявлению председателя правительства Ульяновской области Александра Майера, построить комбинат на свои собственные средства намерена Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). По сведениям российской прессы, этот мощный холдинг объединяет около 30 крупных предприятий в десяти регионах России. Зачем же столь серьезной экономической структуре понадобился завод в Ульяновской области? Ведь УГМК принадлежат ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» и поставщик железорудного концентрата — ОАО «Богословское рудоуправление». Но, как стало известно журналистам «Молодежки», недавно руководители УГМК приняли решение продать «Богословское рудоуправление» за неплохую цену — 70 млн долларов. А перспектива остаться без главного поставщика руды для стального завода их не радовала, вот тогда-то и родилась идея строительства металлургического комбината. Планируется, что он будет скупать металлолом, переплавлять его и отправлять в чушках на уральский завод. Перевод же уральского завода на лом, который на 10-15% дешевле чугуна, позволит УГМК снизить себестоимость продукции.
Ульяновск же руководству УГМК присоветовал один из бывших наших высоких чиновников, переведенный на работу в Свердловскую область. Наш областной центр удобен во всех отношениях: он расположен почти в центре страны (удобно свозить лом из других регионов), имеет мощную транспортную развязку — крупный железнодорожный узел, один из самых современных аэропортов страны — «Ульяновск-Восточный», и, наконец, он стоит на берегу Волги (а водная транспортировка — одна из самых дешевых).
Нам оно надо?
Едва услышав о возможности столь серьезных инвестиций, областное руководство откликнулось с огромным энтузиазмом. Практически еще не до конца осмысленное предложение было тут же принято на ура, о нем было сообщено прессе, а губернатор, председатель правительства и мэр г.Ульяновска даже слетали на Урал в город Пышту, благополучие которой их сильно впечатлило. А отсутствие информации в прессе, некая таинственность и, если хотите, скрытность, связанная с планируемым строительством комбината в Ульяновске, породили среди населения области неверие в реальность проекта. Это и не удивительно, если вспомнить, что за последние лет двадцать у нас не была закончена ни одна серьезная стройка.
Не касаясь пока вопроса о том, будет ли новый «проект века» когда-либо завершен, постараемся разобраться сами — нужен ли ульяновцам этот комбинат?..
О плюсах комбината, наверное, говорить не стоит — достаточно посмотреть на цифры. Такое огромное производство не может не повлиять на город: новые рабочие места, налоги в местные бюджеты, развитие всего района Авиастроителей, развитие сопутствующей инфраструктуры. Все это, бесспорно, очень выгодно нам, ульяновцам. Но люди больше почему-то говорят о минусах проекта…
Экология. Действительно, расположенный в черте города огромный заводище не может не влиять на его экологию. Тем более, что расположится он в районе садов Созидателей и Авиастроителей, с которых половина Нового города кормится картошкой. Теперь к этой картошке могут добавиться вредные примеси. Хотя плавить металл на заводе планируют при помощи электричества, а не мартеновских печей, что сильно снизит вредные выбросы в атмосферу, но они, безусловно, все же будут. И вероятность онкологических заболеваний может резко возрасти.
Приезд иногородних. Чиновники уверяют, что комбинат будут строить ульяновские организации, и работать на нем будут, в основном, ульяновцы. Но нам это кажется маловероятным: в области практически нет строительных организаций, способных выполнить столь серьезный заказ, и нет специалистов-металлургов, способных работать на комбинате. Поэтому, скорее всего, наплыва иногородних рабочих не избежать. Для Ульяновска это может обернуться резким ростом стоимости жилья и ухудшением криминогенной обстановки.
Трата бюджетных денег. «Это абсолютно исключено, — уверяют областные чиновники. — Проект будет реализован только на деньги инвестора». В это очень хочется верить, да и нет фактов, позволяющих утверждать обратное. Разве что… Ну, никак руководители УГМК не напоминают людей, готовых выложить за строительство пусть и нужного им комбината 250 миллионов евро из своего кармана! Такое в российском бизнесе, к сожалению, делают только очень глупые или неопытные бизнесмены, а на Урале всех глупых и неопытных перестреляли еще в начале девяностых.
Некоторые утверждают, что строительство такого огромного комбината приведет к тому, что в области окончательно растащат все металлические конструкции. Реально можно предположить, что строительство приведет к некоторому повышению закупочных цен на пунктах приема металла — но только черного, а не цветного (его металлургический комбинат, вроде, принимать не планирует). А это может привести к тому, что целенаправленно будут банкротить многие предприятия, скупать их за бесценок, а оборудование продавать комбинату. Кстати, это в области мы уже проходили. А планируемая мощность комбината такова, что он, скорее всего, станет пунктом приема черного металла со всей европейской части России, а не только Ульяновской области.
Главная проблема, на которую указывают специалисты — это абсолютно нереальные сроки начала производства, названные в областном правительстве. За год такой комбинат не построишь — на одни проектно-изыскательские работы, согласования и экспертизы уйдет около года (например, чтобы просто начать строительство, нужно собрать около 200 подписей различных чиновников!). А ведь пока даже типового проекта строительства не существует (общественности его, во всяком случае, не показали). То есть, сейчас любой спор о комбинате превращается в бессмыслицу: как можно соглашаться или не соглашаться с тем, чего пока и в природе-то не существует?
И, наконец, самый главный вопрос к власти. Каким образом можно объявлять о начале строительства на территории области огромного предприятия и даже забивать в землю какой-то там «первый костыль», если никто в области даже не представляет, как хотя бы внешне будет выглядеть этот комбинат, никто в глаза не видел никакого проекта, нет заключения никаких экспертов, а на официальном сайте Уральской горно-металлургической компании нет никакого упоминания не только об этом проекте, но и вообще о нашей области?