Александр ДАНИЛОВ: «ПРИВАТИЗАЦИЯ – ЭТО КАК СБОРЫ В ПОХОД»

В Ульяновске продолжается приватизация муниципального имущества. В Городскую Думу уже внесен проект соответствующей программы на будущий год. Вместе с тем Ульяновск остается в России в числе лидеров по наличию муниципальной собственности, хотя, по федеральному законодательству, к 2009 году у города должны остаться только те объекты и предприятия, которые необходимы ему для решения местных задач. О том, как проходит приватизация в нашем городе, сегодня на страницах «Молодежной газеты» рассказывает первый заместитель Ульяновской Городской Думы Александр Данилов.

– Когда речь заходит о приватизации муниципальной собственности, горожане часто задают вопрос: если сейчас все городское имущество пойдет с молотка – что останется у муниципалитета к 2009 году?

– В соответствии с федеральным законом, муниципалитет должен продать те объекты, которые не служат решению задач местного значения. С одной стороны, все понятно: продать то, что не нужно. Другое дело, что некоторые задачи еще четко не определены. Например, город должен создать муниципальную милицию. Этой новой структуре понадобятся помещения, но, сколько их понадобится, и где должны располагаться эти помещения – неясно. Поэтому сейчас нужно четко определить, какое имущество городу в будущем понадобится или будет приносить доход, а какое – нет. Чтобы не получилось так, что сейчас город продает здания, а через пару лет будет их выкупать или арендовать.

– Много вопросов вызывает и принцип включения того или иного объекта в план приватизации. Если посмотреть на программу 2005 года, то в ней, в основном, предусмотрена приватизация крупных либо перспективных объектов – ветхих зданий очень мало…

– На последнем заседании комитета по муниципальной собственности депутаты Гордумы задали аналогичный вопрос представителям комитета по управлению городским имуществом. И мнение Думы здесь однозначно: пока нет четкого представления, какое городское имущество будет необходимо городу для решения местных задач, нужно выставлять на торги убыточные объекты. Сейчас же, действительно, зачастую приватизируются те городские объекты, которые легче продать и от которых можно получить неплохую, но разовую, прибыль. Поэтому сейчас мы требуем от исполнительной власти стратегический, рассчитанный до 2009 года, план приватизации, чтобы увидеть, что у нас останется через несколько лет. Одновременно нужен перечень объектов, которые необходимо сохранить для города. Посмотрите: несколько лет назад многие детские сады были перепрофилированы – где жилой дом сделали, где еще что – а в результате сейчас в городе не хватает детсадов. Сейчас ситуация напоминает сборы в поход: важно решить, что нужно взять с собой, а что лучше оставить, чтобы это не было в будущем обузой.

– Какие меры предпринимает или будет предпринимать Гордума, чтобы усилить контроль за процессом приватизации?

– Прежде всего, Городская Дума настояла, чтобы стоимость больших объектов, включенных в план приватизации, оценивали сразу несколько экспертных групп. Это позволит определить реальную стоимость объектов и снизит возможность подтасовок и сговоров, когда хорошие здания в городе уходят за бесценок. Кроме того, в случае, если мы увидим, что приватизация пойдет по дешевому «договорному» пути, Гордума будет исключать данные объекты из плана приватизации, налагая на них своего рода вето.

После того, как в Думу был внесен проект программы приватизации на 2006 год, депутаты решили лично осмотреть включенные в него объекты. Такой практики раньше в городе не было. Это тоже связано с тем, что многие помещения продаются очень дешево. Одна сторона говорит, что здание не приносит никакого дохода, другая утверждает обратное. Мы решили, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда видишь объект собственными глазами – картина ясна, очевиден становится и обман при оценке, если таковой имел место. В одном случае, это какой-нибудь разрушенный сарай, который никому не нужен, а бывает наоборот: предприятие может приносить доход, представляет ценность для города, но возглавляет его не самый лучший руководитель. Значит, здесь нужно решать вопрос не о продаже этого предприятия, а о соответствии директора занимаемой должности.

– В Гордуме вы также курируете земельный комплекс, и проблем в этой сфере не меньше, чем с приватизацией. Много нареканий, в частности, по порядку выделения земельных участков…

– Вопросов и претензий – как у горожан, так и у депутатов – к работе комитета по архитектуре администрации города много. Почему продажа и аренда земли долго оформляются? Почему выделение земельных участков проходит в закрытом режиме? Словом, одни «почему». Депутаты с лета запрашивали у исполнительной власти информацию о порядке выделения земельных участков. После повторных запросов Гордуме, наконец, представили информацию – и что же выяснилось? В этом году было выделено более 600 земельных участков, из них по торгам, то есть по конкурсу, только несколько. Получается та же история, что и с муниципальной собственностью: есть участки, которые никому не нужны, а есть участки в центре, на которые претендуют многие, но выделяются они кому-то одному – по какому принципу, непонятно. Сейчас мы сделали еще один запрос по перечню выделенной земли – хотим посмотреть, кому достались эти участки. Будем проводить проверки. Если увидим, что при выделении участков учитывались чьи-то интересы, то будем ставить вопрос перед главой города.

Самым главным результатом работы по приватизации должны стать дополнительные средства в городском бюджете, которые в дальнейшем помогли бы решить проблемы социальной сферы и жилищно-коммунального комплекса Ульяновска.