По велению души

“Золотая грамота мецената” для генерального директора ЗАО “Агентство недвижимости” Якова Алексеевича Лупоносова стала неожиданной наградой. Он до сих пор теряется в догадках, кто именно ходатайствовал за него в Международном благотворительном фонде “Меценаты столетия”. Возможно, говорит, представление было сделано областной администрацией, но держалось в строжайшем секрете. Поэтому грамота и известие о предстоящем награждении стали особенно приятным сюрпризом.

Поскольку Лупоносов в благотворительности руководствуется лишь велением души, никакой награды за добрые дела он никогда не ждал. Тем не менее, ему посчастливилось стать первым димитровградцем, чье имя будет занесено в “Золотую книгу наций”. В ней запечатлены имена современников, добившихся большой известности на поприще меценатства: графа Петра Шереметьева, Мстислава Ростроповича, Валентина Дикуля, Эдиты Пьехи, Юрия Антонова, Минтимера Шаймиева, Евгения Примакова…

– Яков Алексеевич, редакция “ДП” поздравляет вас с высоким общественным признанием. Совет фонда “Меценаты столетия” счел ваш вклад в возрождение лучших традиций русского купечества достаточно весомым. Эта награда заслужена многолетними благотворительными делами, о которых вы обычно умалчиваете. Но сегодня об этом стоит вспомнить…

– Да как тут вспомнишь всех, кому за почти десятилетнее существование компании мы смогли оказать посильную помощь? Это сотни стариков, которые с большим трудом приспосабливаются к новой эпохе, характеризующейся совсем иными экономическими отношениями, нежели те, что были во времена их молодости. Это наши ветераны, построившие и возродившие из руин страну, в которой мы с вами сейчас живем. Это инвалиды, у которых нет возможности справиться даже с повседневными трудностями. Это дети, которые еще не могут заработать самостоятельно на достойную жизнь. Особенно обездолены дети, воспитывающиеся в приютах. Помощь тем, кто в силу разных причин не может позаботиться о себе сам, является принципиальной политикой благотворительности нашей компании. Тому же, кто сам работать может, но не хочет, мы ничем помогать не собираемся.

– В чем обычно заключаются ваши добрые дела?

– По возможности мы стараемся обеспечивать продуктами питания городской детский дом и центр реабилитации детей “Надежда”. По мере необходимости выделяем им строительные материалы, помогаем понемногу деньгами. Не обходим вниманием и нужды дома престарелых, в которых живут одинокие и немощные люди.

Когда обращаются за помощью инвалиды, стараемся сделать что-нибудь хорошее и для них. Помнится, в прежние годы, когда была большая проблема с обеспечением колясками, мы приобретали им коляски. Сейчас эта ситуация вроде бы наладилась, но осталась проблема с обеспечением слуховыми аппаратами. Также делаем в квартирах инвалидов ремонт.

Не забываем ветеранов войны и вдов погибших на фронтах Великой Отечественной. Например, новомайнским вдовам и ветеранам к 60-летию Победы раздали по 10 килограммов муки высшего сорта. Хоть это и небольшая помощь, ведь их всего-то осталось чуть больше пятидесяти, но реальная.

Поддерживая традиции российского предпринимательства, стараемся помогать и церквям. В Новой Майне – храму Казанской Божьей матери, в Димитровграде – строящемуся Спасо-Преображенскому храму. Например, его трапезная полностью выстроена из пожертвованного нами кирпича.

Заботясь о духовной пище, выписываем газеты для ветеранов. Вот в этом году на весь год обеспечили свежими номерами “Димитровград-панорамы” 14 бывших сотрудников Димитровградского управления строительства, с которыми я когда-то работал.

– Но ведь люди идут к вам за помощью отовсюду. С большинством из них вы совершенно не знакомы лично…

– Если они обращаются за помощью персонально, мы смотрим на свои финансовые возможности. Одно дело, если вдова ветерана просит купить ей велосипед, как это было нынешней весной, и совсем другое, когда кто-то просто приходит за деньгами.

– Эти благодеяния, наверняка, выливаются вам в кругленькую сумму…

– Ежегодно, формируя финансовый план Агентства недвижимости, мы закладываем сотни тысяч рублей на благотворительность. Но я знаю, что в городе многие могут позволить себе и большие суммы. Однако наша строительная компания в этом придерживается здравого смысла. Нам необходимо достаточно вкладывать в стройматериалы и производство, чтобы получать прибыль, из которой на следующий год мы снова сможем помогать людям.

– Не обидно, что средства, направленные на благотворительность, тоже облагаются налогом?

– Хотя во всех цивилизованных странах к благотворительности совсем иной подход, у нас считается, раз помогаешь другим, значит, можешь себе это позволить. А раз можешь – плати налоги по полной программе. Но я на государство не в обиде. Что ж поделаешь, если оно еще не пришло к пониманию того, что благотворительность является действенной помощью ему самому. Ведь направлена она как раз в социальную сферу, являющуюся сегодня самой отсталой. Впрочем, так было и в дореволюционной России. Вспомните, сколько школ, приютов, больниц, театров и музеев построено Третьяковыми, Мамонтовыми, Морозовыми! И в нашем городе до сих пор стоит здание марковского детского приюта, в котором теперь расположен краеведческий музей, и ? народный дом, в котором разместился драмтеатр. Склонность к меценатству всегда было отличительной чертой российских предпринимателей. Эта традиция продолжается и сейчас. Каждый из тех, кто умеет хорошо работать и зарабатывать, считает, что должен помогать слабым. Важно только, чтобы эта помощь шла от души. Тогда она действительно принесет пользу людям.