Пришло время решительных действий

В конце минувшей недели в нашем городе прошло расширенное заседание политсовета Ульяновского регионального отделения партии “Единая Россия”, в работе которого приняли участие секретарь президиума Генерального совета партии, заместитель председателя Госдумы РФ Вячеслав Володин, заместитель координатора Межрегионального координационного совета партии по ПФО, член комитета Госдумы по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина, член комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Рафаэль Гималов, депутат Госдумы Валентин Денисов, губернатор области Сергей Морозов, председатель ЗСО Борис Зотов, председатель областного правительства Александр Майер, руководители города, медицинских учреждений, представители общественности.

Заседание было посвящено вопросам реализации национального проекта “Здоровье” как одного из приоритетных в деятельности партии “Единая Россия”. С большим докладом перед собравшимися выступил министр здравоохранения и социального развития правительства России Михаил Зурабов.

«Движение должно быть эффективным»

Министр заявил, что в здравоохранении Российской Федерации имеются серьезные проблемы. Одной из причин видится недостаточное вложение денежных средств в эту сферу. Единого мнения о том, куда в первую очередь должны быть направлены такие средства, до сих пор нет. Проблемы стали усугубляться в самом начале 90-х годов, когда собственность лечебных учреждений подверглась перераспределению. Единая государственная унитарная система, которой являлось здравоохранение советских времен, рухнула. Часть собственности ушла в муниципалитеты, причем вместе с финансовыми обязательствами, часть осталась в федеральном управлении.

Другая причина видится в размытости позиций законодательства. Оно определяет, что в государственных и муниципальных лечебных учреждениях должна оказываться бесплатная медицинская помощь, но какая именно, не уточняет. Возникла парадоксальная ситуация. До 98 процентов лечебных учреждений являются муниципальными. Тем не менее люди в них платят деньги. За что и почему? Никто ответить не может.

Еще одна проблема видится в том, что при наличии лечебных учреждений, “сидящих” на смете, невозможно потребовать от них не только нужного объема, но и качества медицинских услуг. Идет управление не обязательствами, а всего лишь очередностью выполнения этих обязательств. Налицо обычная советская система, малозатратная, но и столь же неэффективная. Если наложить эту ситуацию на ФЗ №122, то увидим такие цифры. Федеральный бюджет до появления этого закона тратил 45 миллиардов рублей на финансирование всех льгот, субъекты федерации – 69 миллиардов. В нынешнем году на эти цели государство потратит уже 400 миллиардов рублей. Почему такая разница? Потому что отныне каждый гражданин имеет право получать не “размытые”, а конкретные услуги либо их финансовое обеспечение.

По мнению Михаила Зурабова, модель, в которой мы живем, обладает поразительным внутренним противоречием. Мы не в состоянии назвать вещи своими именам. Даже тот факт, что сегодня население, только по официальным данным, доплачивает половину тех денег, которые государство тратит на медицинскую помощь. Попытки назвать вещи своими именами и хоть как-то изменить положение наталкиваются, прежде всего, на консерватизм врачей и страхи населения. Отсюда столь сложное отношение к ФЗ № 122.

Есть хороший вариант: дать деньги здравоохранению в обмен на качество. Средства у государства есть. Но как потребовать качество? Одних только законов недостаточно. Нельзя после 14 лет простоя получить хорошие результаты в политике социального развития за один год, даже если объемы финансирования увеличить многократно. Опять же, встает проблема кадров. Список лекарственных препаратов, например, в нынешнем году расширен до 2800 наименований. А врачи выписывают… 60. Более того, четыре базовых диагноза покрывают 80 процентов всех обращений. Попытки выяснить, в чем же дело, приводят к неутешительным выводам. Оказывается, средний возраст врача в первичном звене составляет 52-53 года. Последний раз такой специалист проходил переподготовку минимум шесть лет назад. Времени на пациента у него нет, потому что укомплектованность первичного звена врачей составляет 50 процентов. Объем нагрузок в связи с появлением диспансерных групп, оформлением карт на санаторно-курортное лечение не дает этим врачам возможности заниматься здоровьем граждан. Какое наблюдение, какая профилактика?!

Напрашивается вывод о том, что эти цифры надо системно изменить, то есть перейти на новый порядок финансирования здравоохранения, в частности – на оплату по конечному результату. Сразу же возникают вопросы: а каков стандарт лечения? Где гарантии бесплатной медицинской помощи? Какие лицензионные требования предъявляются к лечебному учреждению, оказывающему такую помощь? Становится ясно, что надо отказываться от лицензирования самих лечебных учреждений и переходить на лицензирование видов оказываемой ими помощи. Процесс, однако, вскоре заглохнет, потому что невозможно будет объяснить людям, почему помощь может и должна быть оказана на новом уровне. Нынешняя модель финансирования удобна тем, что врач пациенту ничего не объясняет, в этом, считает он, у него нет необходимости. А когда она возникнет, пациент может заявить, что он за “это” платить не готов. Действительно, где ему быть готовым, если медицина, работающая на конечный результат, стоит в пять раз дороже нынешней “бесплатной”. Сплошные парадоксы.

Что делать в сложившихся условиях? Пытаться повысить эффективность здравоохранения посредством решения основных задач. Одна из них заключается в значительном повышении зарплаты на уровне первичного звена. Но при условии, что это будет классный специалист, имеющий хорошее оборудование и соблюдающий три основных принципа здравоохранения: ранняя диагностика, профилактика, качественные лекарственные препараты. Это базовые понятия, которые давно усвоил мир. Только тогда можно будет учинять со здравоохранения жесткий спрос. Но не раньше. Пока что говорить о каких-либо практических подвижках в этом направлении, считает министр, преждевременно.

Совершенно очевидно, что здравоохранение должно финансироваться независимо от бюджетной обеспеченности любого уровня. Нельзя замалчивать тот факт, что ныне финансирование из бюджета “сильных” регионов в 16 раз больше финансирования регионов “слабых”. Государство это хорошо знает и усиливает кредитование здравоохранения. Другой вопрос, что сделать все сразу невозможно. Вот почему принято решение начать с первичного звена.

Одновременно с этим растут объемы финансирования в части вакцинации населения с восстановлением всего национального календаря прививок.

Совершенно по-иному планируется организовать работу по туберкулезу, СПИДу и ВИЧ-инфекциям.

Что касается нашей области, то она, по заверению Михаила Зурабова, получит в будущем году на обеспечение первичного звена врачей аппаратурой порядка 162 миллионов рублей и еще 40 миллионов – на приобретение санитарных автомобилей.

Михаил Зурабов особо отметил, что реализация национального проекта “Здоровье” будет проходить под личным контролем президента страны Владимира Путина. Ошибки на региональном уровне здесь попросту недопустимы. Спрос за них будет жесточайший, ответственность – персональная.