Приоритеты бюджета-2006 определены

Что представляет собой областной бюджет на 2006 год и каковы его особенности? Об этом — комментарий заместителя председателя правительства Ульяновской области — министра финансов Алексея Пантелеева.

— Алексей Юрьевич, вчера был принят Закон Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год». Сколько времени заняла подготовка закона и кто в этом участвовал?

— Формирование проекта областного бюджета Ульяновской области и межбюджетных отношений на 2006 год было начато в апреле текущего года. В целях обеспечения открытости этого процесса к работе пригласили депутатов Законодательного собрания области. Была создана межведомственная комиссия, в которую вошли заместители председателя правительства области, председатели комитетов Законодательного собрания и руководство департамента финансов области.

При разработке использованы основные положения бюджетного послания президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2006 году», показатели прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2006 год, отдельные показатели перспективного финансового плана к проекту федерального бюджета на 2006 год, а также изменения и дополнения налогового и бюджетного законодательства.

— Сейчас много говорят о реформировании бюджетного процесса. Что было сделано в этом плане?

— Одно из направлений реформирования бюджетного процесса — переход к долгосрочному бюджетному планированию, основанному на формулировании финансовой и экономической стратегии развития территории и взаимной увязке годового бюджета с перспективными финансовыми планами и прогнозами. Впервые формированию проекта областного бюджета предшествовало составление перспективного финансового плана на 2006-2008 годы, который был рассмотрен и одобрен межведомственной комиссией. Большое внимание уделялось повышению результативности бюджетных расходов (или, как сейчас принято говорить, — бюджетированию, ориентированному на результат). В связи с этим департаментом финансов совместно с главными распорядителями средств областного бюджета подготовлены и заслушаны доклады о результатах их деятельности в текущем году и планах (основных направлениях) на 2006 год с участием профильных заместителей председателя правительства области по отраслевым направлениям. Затем на основании перспективного финансового плана и этих докладов был сформирован проект бюджета-2006.

— Изменились ли по сравнению с 2005 годом его доходы?

— Общий объем доходов областного бюджета на 2006 год определился в сумме 12 016,8 млн. рублей: с ростом к уровню первоначально утвержденного бюджета на 2005 год на 80,3 процента. При этом собственные доходы возрастут на 36,6 процента. И практически по всем позициям значительно возрастет объем финансовой помощи из федерального бюджета. Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности увеличится на 80 процентов к прошлогоднему: до

2 714,1 млн. рублей. Фонд компенсаций на реализацию федеральных полномочий — 805,8 млн. рублей (против 351,1 млн. рублей в 2005 году). Его составляющими являются средства на содержание органов загс, оплату жилищно-коммунальных услуг, обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор России» и т.п.

— Повлияло ли изменение налогового законодательства на объем доходов консолидированного бюджета?

— Да, повлияло. Федераль¬ным законом от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» изменяется порядок распределения акцизов на алкогольную продукцию. В результате, по предварительным расчетам, бюджет недополучит 237,4 млн. рублей.

— Каковы приоритетные направления распределения и использования бюджетных средств?

— Уже на стадии формирования областного бюджета были определены три приоритетных направления. В сфере социальной политики и уровня жизни населения — повышение доходов работников бюджетной сферы в реальном выражении за три года не менее чем в полтора раза, обеспечение доступности и качества услуг здравоохранения и образования с соответствующим изменением механизмов финансирования этих отраслей социальной сферы, а также увеличение финансовой поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В сфере национальной экономики ключевой является поддержка дорожного хозяйства и сельского хозяйства (в том числе инфраструктуры на селе). В сфере совершенствования межбюджетных отношений акцент сделан на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ульяновской области и продолжение работы по оздоровлению бюджетов муниципальных образований. Расходная часть областного бюджета на 2006 год определилась в объеме 12 963,7 млн. рублей.

— Одной из важных задач на 2006 год названо повышение доходов работников бюджетной сферы в реальном выражении. Предусмотрены ли средства на повышение зар¬платы бюджетникам?

— Конечно, предусмотрены. Расходы на оплату труда с начислениями для работников бюджетной сферы, оплачиваемой по ЕТС, предусмотрены с учетом выполнения поручения президента РФ в части обеспечения в течение трех лет повышения доходов бюджетников не менее чем в 1,5 раза. В областном бюджете на 2006 год индексация заработной платы произведена в 1,33 раза к уровню оплаты труда по состоянию на 1 января 2005 года. Обращаю внимание на тот факт, что с 1 января 2006 года предусмотрено повышение на 15 процентов денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц управления внутренних дел и государственной противопожарной службы. Кроме того, средства на вы¬плату стипендий учащимся учреждений начального и среднего профессионального образования определены с учетом увеличения с 1 января 2006 года размера стипендий со 140 до 210 рублей.

— Будет ли сохранен порядок предоставления льгот, предусмотренных Законом Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»?

— Да. На реализацию этого закона выделяется 795,6 млн. рублей, то есть с ростом в 1,7 раза к уровню 2005 года. Финансирование будет производиться через департамент социальной защиты населения (в 2005 году большая часть расходов производилась через бюджеты муниципальных образований). Увеличение расходов связано с ростом денежных выплат на проезд и абонентскую плату за телефон, а также в связи с ростом стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья.

— Сейчас много говорится о разграничении полномочий…

— В рамках реализации законов по разграничению полномочий впервые предусмотрены средства, в частности, на такие цели, как предоставление льгот по проезду детей-сирот и детей под опекой граждан (2,4 млн. рублей), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений (18,4 млн.), воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях (19,1 млн.), содержание отделений социального обслуживания населения (34,7 млн. на так называемую «надомную службу», ранее содержавшуюся за счет бюджетов муниципальных образований), реализацию Закона «О социальной поддержке многодетных семей» (35,5 млн.) и возмещение расходов муниципальных органов социальной защиты населения, связанных с осуществлением ими отдельных государственных полномочий (30 млн. рублей).

Кроме того, предусмотрены дополнительные средства на содержание образовательных учреждений и учреждений по оказанию специализированной медицинской помощи (167,1 млн. рублей). Это Жадовский техникум, центр профориентации молодежи, четыре школы-интерната Ульяновска, Димитровградский детский дом, Измайловская школа-интернат, врачебно-физкультурные диспансеры Ульяновска и Димитровграда, городской дом ребенка, детская инфекционная больница, детский санаторий «Звездочка», пять учреждений по оказанию специализированной медицинской помощи Димитровграда и противотуберкулезный диспансер в Инзе.

В составе расходов на содержание службы по обеспечению выполнения задач ГО и ЧС и противопожарной деятельности учтены средства на поиск и спасение людей на территории внутренних вод области (8,6 млн. рублей). А на финансирование общеобразовательных учреждений области в части реализации ими государственного стандарта общего образования выделяется 1 534,6 млн. рублей.

— Что изменилось в связи с принятием Закона Ульяновской области «О целевом бюджетном дорожном фонде Ульяновской области»?

— В 2006 году расходы на дорожное хозяйство составят 450,8 млн. рублей: в 1,9 раза больше суммы, первоначально утвержденной на 2005 год. Из них 60 млн. рублей будет направлено на софинансирование строительства мостового перехода через Волгу.

— В числе приоритетных задач — поддержка сельского хозяйства. Изменился ли объем финансовой поддержки этой отрасли?

— Расходы на поддержку сельхозпроизводителей возрастут в два раза к уровню первоначально утвержденного бюджета на 2005 год. Средства, в основном, будут направлены на реализацию областных целевых программ по сельскому хозяйству. За счет поступлений из федерального бюджета, предусмотренных по разделу «Межбюджетные трансферты», в 2006 году средства будут распределены на поддержку племенного животноводства, компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

— С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как это отразилось в бюджете?

— В связи с появлением нового уровня бюджетной системы — бюджетов сельских и городских поселений принципиально меняется структура финансовой помощи муниципальным образованиям. В октябре текущего года был принят Закон Ульяновской области «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области». Им установлены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований, урегулированы отношения по предоставлению межбюджетных трансфертов. Общий объем дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2006 году возрастет на 328,6 млн. рублей и составит 820 млн. рублей. В пределах этих средств созданы фонд финансовой поддержки поселений и фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Кроме того, в составе областного фонда компенсаций предусмотрено 80 млн. рублей на оказание финансовой помощи бюджетам поселений, в виде субвенций бюджетам муниципальных районов на реализацию государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям. Предусмотрена также дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 150 млн. рублей.

— Какие еще изменения претерпели межбюджетные отношения?

— В областном бюджете на 2006 год предусмотрены два новых фонда. Это фонд муниципального развития в сумме 70 млн. рублей. Он образуется для долевого финансирования из областного бюджета инвестиционных программ и проектов развития социальной и инженерной инфраструктур муниципального значения. А фонд реформирования муниципальных финансов (в сумме 40 млн. рублей) образуется с целью активизации процесса финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

— Итак, объем расходов областного бюджета на 2006 год определился в 12 963,6 млн. рублей (с ростом к уровню первоначально утвержденного бюджета на 2005 год на 79,8 процента). Достаточно ли этих средств для нормального функ¬ционирования учреждений и оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам?

— Основной и главной проблемой при формировании проекта областного бюджета на 2006 год явилось то, что расходные обязательства субъекта (в том числе принятые программы) значительно превышают возможности областного бюджета. Поэтому не все программы и поступившие заявки нашли отражение в представленном проекте. Но в целом все социально значимые расходы предусмотрены в необходимых объемах.