Сергей Морозов: «Пришло время определить приоритеты…»

В предыдущем номере газеты (“УП” от 22.11.2005 года) мы рассказали об областном совещании по итогам социально-экономического развития региона за 10 месяцев текущего года на котором с большой программной речью выступил губернатор Сергей Морозов. Наша публикация была посвящена работе по проведению в области административной реформы. Это лишь одна часть из доклада губернатора. Теперь остановимся и на других вопросах. Тем более, что, выступая перед собравшимися, Сергей Морозов сказал: “Я, как губернатор, должен держать отчет перед жителями области, перед моими избирателями о том, что было сделано за это время и доложить о наших проблемах, планах и задачах на 2006 и последующие годы. Пришло время оценить первые результаты сделанного и определить приоритеты на перспективу”.

Подтверждая сказанное докладчик заявил, что одним из важнейших итогов 10 месяцев стало формирование такой системы управления, когда все уровни и ветви власти при активной поддержке политических партий и общественных организаций взаимодействуют между собой, конструктивно работают на общий результат, на будущее области и ее жителей.

Главной масштабной задачей, которую, по мнению губернатора, предстоит решить, является остановка процесса вымирания населения области. По итогам 10 месяцев текущего года в регионе умерло в два раза больше людей, чем родилось. Сергей Морозов по этому поводу высказался вполне определенно: “Мириться с подобной ситуацией я, как губернатор и гражданин, не намерен. Забота о здоровье и благополучии ульяновцев должна стать в будущем году главным предметом внимания со стороны областного правительства”. Напомним, что в своем бюджетном послании Сергей Морозов четко обозначил приоритетные направления деятельности руководителей региона относительно здравоохранения. Это, прежде всего, снижение уровня общей и детской смертности, максимальное привлечение средств фонда обязательного медицинского страхования для технического переоснащения лечебных учреждений. В текущем году, кстати, за счет областного бюджета и внебюджетных средств медицинским учреждениям передано 76 специальных автомобилей, что в полтора раза больше, чем за последние четыре года. Более того, губернатор подтвердил, что если в будущем году удастся получить дополнительные доходы в областной бюджет, то, в первую очередь, они будут направлены именно в сферу здравоохранения на реализацию обозначенных президентом страны Владимиром Путиным приоритетов.

В свою очередь, в 2006 году региональному министерству здравоохранения и социальной защиты предстоит добиться снижения уровня общей заболеваемости населения до среднероссийских показателей. Сказанное касается и обеспеченности врачами, особенно участковыми терапевтами и педиатрами. Заявлено, что при необходимости будут приглашаться специалисты из других регионов и стран СНГ. Пример перед глазами: Пензенская область уже ведет работу в этом направлении.

Крупнейшим приоритетным направлением 2006 года, которое обозначил в своем выступлении Сергей Морозов, станет реализация программных мероприятий, направленных на борьбу с бедностью населения. За январь-сентябрь нынешнего года денежные доходы населения региона в номинальном выражении выросли на 22 процента, прирост постоянных доходов составил почти 17 процентов, что превышает прошлогодний показатель. Среднемесячная зарплата, по итогам 10 месяцев, составила 5452 рубля или 84 процента от средней по Приволжскому федеральному округу. В этой связи губернатор считает одной из важнейших задач будущего года ликвидацию отставания в зарплате от средней по округу, а к 2008 году и от среднероссийской.

Известно, что одним из важнейших показателей уровня жизни населения является число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. По итогам девяти месяцев 393 тысячи ульяновцев или 29 процентов от общей численности населения области проживали за чертой бедности. Скажем, что на первое января 2005 года этот показатель был равен 33 процентам. Цена решения этой проблемы составляет сегодня 288 миллионов рублей в месяц или 3,5 миллиарда рублей в годовом исчислении. Это огромные деньги. Хотя в расчете на одного малоимущего жителя получается ежемесячно всего 734 рубля. Исходя из таких цифр, губернатор поставил перед областным правительством задачу разработать и представить в срок до первого января будущего года план мероприятий, направленных на снижение уровня бедности с контрольным показателем в 20 процентов. Это предполагает, прежде всего, усиление адресной социальной помощи малоимущим гражданам. В нынешнем году из бюджетов всех уровней ее получили 127 тысяч человек почти на 50 миллионов рублей, что в три раза больше, чем в прошлом году. Благотворительное питание в 125 социальных столовых ежедневно получают 2,5 тысячи человек. В следующем году в каждом муниципальном районе, каждом поселении предстоит провести обследование условий жизни семей, оказавшихся за чертой бедности, с составлением их социальных паспортов. Должен быть создан координационный совет, объединяющий усилия органов соцзащиты, управления по труду, службы занятости для решения обозначенных проблем.

Еще одним важным направлением такой работы является повышение доходов работающего населения. Уровень этот должен обеспечивать, в первую очередь, реальный сектор экономики. Областная комиссия по укреплению дисциплины добилась роста зарплаты на 207 из 210 проверенных предприятиях. Это показывает, что резервы для повышения уровня зарплаты есть. Вместе с тем, 80 процентов наемных работников, занятых в производстве у индивидуальных предпринимателей, имеют официально установленный уровень зарплаты ниже прожиточного минимума.

Намечено принять серьезные меры и по сокращению долгов по зарплате. За истекшие 10 месяцев 14 тысяч человек получили причитающиеся им, но не выплаченные вовремя деньги. Общий размер задолженности при этом сократился на 50 миллионов рублей. Причем на первое ноября долги муниципальных бюджетов в общей сумме задолженности составляли всего 400 тысяч рублей. Поэтапное сокращение долгов по зарплате на предприятиях всех форм собственности Сергей Морозов видит в качестве приоритетной задачи, которую предстоит решать региональному правительству в будущем году. К концу 2006 года в области не должно быть предприятий и организаций, имеющих среднемесячную зарплату ниже прожиточного минимума. В этом процессе, считает губернатор, должен полновесно звучать голос профсоюзов, политических партий и общественных организаций.

Преодоление бедности напрямую связано с организацией создания новых рабочих мест и сокращением уровня безработицы. Если в январе текущего года официально зарегистрированный уровень безработицы составлял 3,4 процента, то в октябре-2,7 процента. Необходимо сделать все возможное, чтобы довести этот уровень хотя бы до среднероссийских показателей. Одновременно требуется приступить к разработке генеральной схемы создания рабочих мест, охватывающей всю территорию нашей области.

Важнейшим направлением работы, связанной с повышением качества жизни граждан, призвано стать предстоящее реформирование жилищно-коммунального комплекса. В текущем году решались задачи наведения порядка в текущих платежах поставщикам тепла и электроэнергии. Далеко не все муниципальные образования справились с этой проблемой на должном уровне. Тем не менее, в результате развития конкурентной среды на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг привлечены десятки частных подрядных организаций. Принят федеральный Закон “О концессионных соглашениях”. Вполне очевидно, что если не привлекать инвестиции на модернизацию оборудования, может произойти серьезное чрезвычайное происшествие. Задача на ближайшие годы такова: всемерно способствовать созданию рынка в сфере ЖКХ, привлекать частные инвестиции для модернизации инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, в том числе по концессионным схемам, вести работу по снижению стоимости услуг ЖКХ. Последнее особенно важно. Потребуется проведение аудита, в том числе и технологического, в сфере ЖКХ во всех муниципальных образованиях. Эта задача до настоящего времени своего решения пока что не нашла.

Губернатор однозначно заявил, что в течение будущего года в регионе пройдет процесс акционирования всех предприятий жилищно-коммунального комплекса. В первом квартале 2006 года будут созданы областной фонд энергосбережения, энергетическая и тепловая компании, а также компания по комплексному обслуживанию водопроводных и канализационных сетей.

Процесс формирования рынка в сфере ЖКХ, подчеркивает Сергей Морозов, необратим. Сказанное, однако, вовсе не означает, что государство отказалось от регулирования тарифной политики. Более того, вполне очевидно, что до конца текущего года будут внесены изменения в федеральный закон № 210, который вступает в действие с первого января 2006 года. Предполагается, в частности, устанавливать предельный размер увеличения тарифов на услуги ЖКХ один раз на очередной финансовый год по аналогии с порядком, установленным для естественных монополий. Особенно важно, что в соответствии с этим законом на муниципальные образования возлагаются обязанности по формированию программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Не надо ждать, призывает губернатор, когда методики формирования таких программ будут спущены “сверху”, а приступать к их разработке на местах немедленно. Сергей Морозов выражает согласие с теми политиками, которые призывают ускорить принятие федерального закона о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ. Такой закон нужен, он, кстати, сейчас рассматривается в правительстве РФ совместно с депутатами Госдумы. Его принятие, скорей всего, позволит часть долгов, причем безнадежных, списать, а другую часть реструктуризировать. Сегодня, когда идет формирование сферы ЖКХ, очень важно усилить социальную составляющую, обеспечить гарантии малоимущим слоям населения. Потому, хотя бы, что на нынешнем этапе система предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг для людей с низкими доходами просто не адекватна возможностям населения. Речь должна идти о снижении федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на коммунальные услуги с 22 до 18 процентов от совокупного дохода семьи. Необходимо также защитить одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, повысить планку метража их квартир.

Жители области должны видеть, что ситуация в сфере ЖКХ меняется к лучшему. До конца уже нынешнего года в города и районы области будут направлены 399 миллионов рублей, которые должны быть израсходованы, прежде всего, на ремонт подъездов, стояков, кровель, фасадов жилых домов. В сфере ЖКХ 2006 год должен стать годом реальных дел в жилом секторе и во дворах. Считается крайне важным обеспечить условия для формирования в регионе комфортной среды проживания, проводить работы по благоустройству и наведению элементарного порядка на улицах населенных пунктов. Видится необходимым создание в каждом муниципальном образовании попечительских советов по благоустройству, введение жестких, законодательно закрепленных санкций по отношению к юридическим и физическим лицам, не желающим поддерживать порядок и чистоту на улицах и во дворах.

Как считает Сергей Морозов, реализация приоритетов, направленных на повышение качества жизни граждан, неразрывно связана с решением вопросов финансового обеспечения социальных программ. На практике это означает качественное усиление работы по привлечению инвестиций, созданию новых предприятий, росту налогов и конкурентоспособности бизнеса. Важнейшими индикаторами, свидетельствующими о продвижении региона вперед в экономическом развитии, являются темпы роста валового регионального продукта и уровень душевой и бюджетной обеспеченности. “Меня не устраивает, – заявил Сергей Морозов, – вариант, по которому прирост ВРП в сопоставимых ценах спланирован ниже, чем необходимые семь-восемь процентов. Правительству области нужно разработать систему мер, направленных на ускорение темпов нашего экономического роста и приведение их в соответствие со среднероссийскими темпами”.

В этой связи нельзя не сказать о решении такой задачи, как увеличение доходной части областного бюджета. Результаты радуют. План по собственным доходам регионального бюджета перевыполнен на 8,6 процента. В денежном выражении дополнительно к плану поступило 348 миллионов рублей. Всего же за истекшие 10 месяцев в бюджет поступило 4,4 миллиарда рублей собственных доходов, что на полтора миллиарда рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поступление собственных доходов в консолидированный бюджет региона составило 7,43 миллиарда рублей, что на 449 миллионов рублей больше планового показателя. 23 муниципальных образования перевыполнили план по собственным доходам. Главным результатом в сфере бюджетной политики стало увеличение доходной части в проекте областного бюджета на 2006 год с семи до 12 миллиардов рублей. Вместе с тем, губернатор не скрывает, что достигнутые результаты его пока не устраивают. Он убежден, что у нас есть резервы повышения доходов, главный из них – развитие налогооблагаемой базы, в первую очередь в городских округах и муниципальных районах.

Усилия, направленные на ускорение темпов роста социально-экономического развития области в течение всего года подкреплялись напряженной работой по формированию нормативно-правовой базы, отвечающей современным требованиям и условиям. По данным на первое ноября, Законодательным собранием принято 100 законов, а также Устав Ульяновской области, что на 30 законов больше, чем в прошлом году. При этом 71 закон принят непосредственно по инициативе губернатора. Всего же на нынешний день принято 119 законов. Исполнительная и законодательная власти работают здесь, что называется, рука об руку. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что ни один из внесенных законопроектов не был отклонен. Работа будет продолжена и в будущем году. С учетом изменений в федеральном законодательстве и планируемым расширением полномочий субъектов Российской Федерации администрация губернатора и региональное правительство планируют направить в ЗСО для рассмотрения ряд важных законопроектов.

Завершая свое выступление, Сергей Морозов подчеркнул: “Добиться результата мы сможем, если будем настойчиво внедрять новые подходы, использовать лучший опыт субъектов Российской Федерации. И здесь очень важен переход на систему индикативного планирования, разработки и принятия стандартов жизнеобеспечения населения области, за которые власть будет нести ответственность. При таком подходе правительство, органы исполнительной власти примут на себя четкие и конкретные обязательства перед населением, а процесс управления обретет необходимую прозрачность”.