Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на встрече с представителями законодательных, представительных и исполнительно-распорядительных органов государственной власти и местного самоуправления, общественности Ульяновской области 18 ноября 2005 года

Уважаемые коллеги!

Дорогие ульяновцы!

Сегодня мы подводим итоги более чем трехсот дней напряженной совместной работы. Я как Губернатор должен держать отчет перед жителями области, перед моими избирателями о том, что было сделано за это время, и доложить о наших проблемах, планах и задачах на 2006-й и последующие годы. Время оценить первые результаты сделанного и определить приоритеты на перспективу.

И я не хочу сегодня вспоминать начало года, когда все мы находились в удручающем состоянии, тем более как-то кивать на своих предшественников. Все вы это помните и знаете не хуже меня. Поэтому принятие иногда болезненных и жестких решений антикризисного характера задело многих людей, их семьи, но это были вынужденные меры, вызванные желанием преодолеть неверие на перемены к лучшему. Думаю, люди меня поймут.

Одним из наиболее важных итогов 10 месяцев стало формирование такой системы управления, когда все уровни и ветви власти при активной поддержке политических партий и общественных организаций взаимодействуют между собой конструктивно, работают на общий результат, на будущее области и ее жителей.

И главная масштабная задача, которую нам всем предстоит решать: остановить вымирание населения. По итогам десяти месяцев этого года в области умерло в два раза больше людей, чем родилось. Сегодня для меня это – главный индикатор положения дел. Мириться с подобной ситуацией я как Губернатор и гражданин не намерен.

Забота о здоровье и благополучии ульяновцев в следующем году должна стать главным предметом внимания со стороны областного Правительства. Исторический опыт свидетельствует, что в больном и бедном обществе не бывает здоровой экономики. Поэтому и объявленные Президентом России приоритетные национальные проекты затрагивают именно те сферы, преобразование которых позволит нам умножить население. В количественном и качественном смысле.

В своем бюджетном послании я уже обозначал приоритетные направления наших действий в здравоохранении. Это снижение уровня общей и младенческой смертности. В максимально возможной степени будут привлечены средства фонда обязательного медицинского страхования для того, чтобы не только выполнять территориальную программу государственных гарантий по оказанию медицинских услуг, но и направить дополнительные средства на техническое переоснащение лечебных учреждений, обеспечение их автомобильным транспортом.

В этом году за счет областного бюджета и внебюджетных средств медицинским учреждениям передано 76 машин неотложной помощи и санитарных автомобилей. Это в полтора раза больше, чем за последние четыре года вместе взятые!

Естественно, что будут реализованы и инициативы по повышению заработной платы с 1 июля 2006 года участковым врачам и медсестрам, врачам общей практики. Недавний визит в область Михаила Юрьевича Зурабова показал, что основной курс нами выбран верно.

Скажу сразу, что если в течение следующего года нам удастся получить дополнительные к запланированным доходы в областной бюджет, то в первую очередь они будут направлены именно в сферу здравоохранения на реализацию обозначенных приоритетов.

В 2006 году областному Министерству здравоохранения и социальной защиты предстоит добиться снижения уровня общей заболеваемости населения до среднероссийского уровня. Также до среднероссийских показателей в течение двух лет предстоит довести обеспеченность населения врачами, особенно участковыми терапевтами и педиатрами. Если мы не в состоянии закрыть имеющиеся на сегодня вакансии своими силами, будем приглашать специалистов из других регионов, из стран СНГ. Пензенская область, кстати, уже ведет работу в этом направлении.

В этом году введение в действие Федерального закона № 122 существенно изменило систему предоставления амбулаторной лекарственной помощи льготникам федерального уровня. Обращения к врачам для выдачи бесплатных рецептов возросли в 4 раза, в 5 раз по сравнению с уровнем прошлого года возросли объемы отпуска лекарств. Для реализации закона было открыто 114 окон выдачи лекарств, что позволило Ульяновской области обеспечить самое низкое по Приволжскому федеральному округу количество льготников в расчете на один открытый пункт выдачи лекарственных препаратов. Конечно, в сфере лекарственного обеспечения остается немало проблем по обеспечению компьютерной техникой и кадрами первичного звена. Сегодня можно сказать, что первый этап реализации 122 Федерального закона Ульяновская область на фоне других регионов прошла в целом успешно. Но почивать на лаврах нам еще рано.

Вторым важнейшим приоритетным направлением в 2006 году станет реализация программных мероприятий, направленная на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью.

За январь-сентябрь этого года денежные доходы населения области в номинальном выражении возросли на 22,5 процента. Прирост реальных доходов с учетом уровня инфляции составил почти 7 процентов, что превышает прошлогодний показатель, однако пока уступает и среднероссийским, и среднеокружным темпам роста. Среднемесячная зарплата в области составляет по итогам девяти месяцев 5452 рубля, или 84 процента от средней по Приволжскому федеральному округу.

Считаю одной из важнейших задач следующего года ликвидировать отставание уровня заработной платы от средней по Приволжскому федеральному округу, а к 2008 году – и от среднероссийской.

Одним из важнейших показателей уровня жизни населения является число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. По итогам девяти месяцев этого года 393 тысячи ульяновцев, или 29 процентов от общей численности жителей области живут за чертой бедности. Напомню, что на 1 января 2005 года этот показатель был равен 33 процентам! Цена решения этой проблемы на сегодняшний момент составляет 288 миллионов рублей в месяц, то есть в годовом исчислении 3,5 миллиарда рублей. Это большие деньги. Но в расчете на одного малоимущего жителя – всего 734 рубля в месяц.

Поэтому ставлю задачу перед Правительством области разработать и представить в срок до 1 января план мероприятий, направленных на снижение уровня бедности в следующем году с контрольным показателем 20 процентов.

Полагаю, что основные усилия в этом вопросе должны быть сосредоточены на двух направлениях. Во-первых, усиление адресной социальной помощи малоимущим гражданам. В этом году ее получили из бюджетов всех уровней 127 тысяч человек на сумму около 50 миллионов рублей, что почти в три раза больше, чем за 2004 год. Благотворительное питание в 125 социальных столовых ежедневно получают 2,5 тысячи человек.

В следующем году предстоит провести в каждом муниципальном районе, каждом поселении обследование условий жизни семей, оказавшихся за чертой бедности, составить социальные паспорта этих семей. Должен быть создан Координационный совет, объединяющий усилия комитета социальной защиты, управления по труду и службы занятости в решении этих проблем.

Другое важнейшее направление работы – повышение доходов работающего населения. Его должен обеспечить, в первую очередь, реальный сектор экономики. Областная комиссия по укреплению дисциплины добилась роста заработной платы на 207 предприятиях из 210 рассмотренных. Это означает, что резервы для повышения заработной платы есть. По данным обследований областного Управления по труду, 80% наемных работников у индивидуальных предпринимателей имеют официально установленный уровень заработной платы ниже прожиточного минимума.

В течение года нами были приняты серьезные меры по сокращению просроченной задолженности по заработной плате. За десять месяцев около 14 тысяч человек получили причитающиеся им, но не выплаченные вовремя деньги. Общий размер задолженности сократился почти на 50 миллионов рублей, причем на 1 ноября долги муниципальных бюджетов в общей сумме задолженности составили всего около 400 тысяч рублей. Кстати, по итогам девяти месяцев задолженность по зарплате из-за бюджетного недофинансирования отсутствует только в 19 субъектах Федерации и трех субъектах ПФО. Реально до конца года войти в их число и Ульяновской области. Убежден, что эта цель будет достигнута!

Поэтапное сокращение задолженности по заработной плате на предприятиях всех форм собственности остается приоритетной задачей для Правительства и в 2006 году. Особые меры должны быть приняты в отношении долгов по зарплате на предприятиях-банкротах, в частности ФГУП “Ульяновский машиностроительный завод”. К концу 2006 года в области не должно быть предприятий и организаций, имеющих среднюю заработную плату ниже уровня прожиточного минимума. Убежден, что в этом процессе должен особенно полновесно звучать голос профсоюзов, политических партий, общественных организаций.

Преодоление бедности напрямую связано с проводимой работой по созданию новых рабочих мест и сокращению уровня безработицы. Если в январе уровень официально зарегистрированной безработицы составил 3,4%, то в октябре – уже 2,79%. Работу в этом направлении следует вести столь же активно и в следующем году, чтобы довести уровень официальной безработицы до среднероссийского показателя. Необходимо также приступить к разработке Генеральной схемы создания и сокращения рабочих мест, охватывающей всю территорию области.

Одним из важнейших наших приоритетов станет политика в области образования. Здесь одним из важных направлений является обновление материально-технической базы. В этом году Ульяновская область стала одним из победителей Федерального конкурса по выделению субсидий на поставку спортивного инвентаря в общеобразовательные школы на сумму более трех миллионов рублей. В рамках благотворительной программы Анатолия Карпова два интерната получат обрудование специализированных шахматных классов для детей-инвалидов.

Осуществляется переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование, а также переход на систему государственного заказа на образовательные услуги дополнительного образования с преобразованием всех учреждений дополнительного образования в автономные некоммерческие организации.

Как известно, с 2006 года мы переходим на управление общим образованием через систему образовательных округов. Предстоит серьезно реформировать систему начального и среднего профессионального образования, сформировать четкий государственный заказ, соответствующий экономическим и социальным задачам региона. Особое внимание будет уделено формированию системы контроля за качеством образования, повышению результативности бюджетных расходов через оптимизацию сети образовательных учреждений.

Сегодня из 627 школ области только 200 оборудованы компьютерными классами и только 62 школы имеют доступ в Интернет. Ставлю задачу: до конца 2006 года 30 процентов школ должны иметь доступ к Интернету, 50 процентов школ должны быть оснащены компьютерными классами, причем эти классы должны быть открыты и доступны для учащихся и после уроков.

Главное – будут приняты меры к повышению престижа профессии учителя, поддержке лучших школ области, внедряющих инновационные технологии обучения. Сегодня будет направлен в Законодательное Собрание области проект Закона “О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области”, устанавливающий льготы по оплате коммунальных услуг для сельских учителей.

Следующий год объявлен мной Годом Молодежи. За прошедшие десять месяцев сделано немало для проведения на территории области эффективной молодежной политики. Проведен Форум молодежи области, слет молодых специалистов, начали работу Молодежный Парламент и Правительство области. Буквально сегодня начал работу семинар-совещание по социальному проектированию молодежной политики. В следующем году будут проведены конкурсы по созданию передвижного музея “Молодежной славы”, журналистский конкурс, посвященный патриотическому воспитанию молодежи, конкурс социальной рекламы, областной конкурс “Молодая семья”. Будет создан Областной молодежный центр волонтерского движения. Крупными мероприятиями станет Международная молодежная ассамблея национальных культур, съезд православной молодежи.

Еще раз обращаю внимание руководителей муниципальных образований о необходимости активно выдвигать на руководящие посты в среднем звене управления граждан не старше 35 лет. Также рекомендую всем Главам администраций муниципальных образований взять работу с молодежью под свой личный контроль.

Важнейшим направлением нашей работы, связанным с повышением качества жизни граждан, станет реформирование жилищно-коммунального комплекса.

В этом году мы решали задачу наведения порядка в обеспечении своевременных текущих платежей поставщикам тепло и электроэнергии. Скажу прямо, далеко не все муниципальные образования с этой задачей справляются так, как надо. Тем не менее, нам удалось обеспечить нормальное горячее водоснабжение в летний период, в том числе и в Ульяновске и без срывов войти в новый отопительный сезон.

В результате развития конкурентной среды на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг привлечены десятки частных подрядных организаций. В июле был принят Федеральный закон “О концессионных соглашениях”. Ситуация, которая произошла с РАО ЕЭС и МосЭнерго, свидетельствует о том, если не привлекать инвестиции на модернизацию оборудования, может произойти серьезное ЧП. Задача на 2006 и последующие годы проста: всемерно содействовать созданию рынка в сфере ЖКХ, привлекать частные инвестиции для модернизации инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, в том числе и по концессионным схемам, вести работу по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

Последнее особенно важно. В обращении в связи с истечением 100 дней пребывания в должности мной ставилась задача проведения полного аудита сферы ЖКХ во всех муниципальных образованиях, в том числе и технологического. Эта задача до сегодняшнего дня так и не выполнена.

Приведу один пример: анализ деятельности МУП “Коммунальщик” Новомалыклинского района. По отчету самого предприятия, никаких других потребителей услуг, кроме населения и учреждений соцсферы, в районе не существует вообще. Нет ни малых предприятий, ни частных предпринимателей, ни райпо. В итоге все затраты на оказание жилищных услуг списываются на население. Работа по инвентаризации потребителей и заключению договоров с ними не ведется, либо ее результаты не отражаются в статистической и бухгалтерской отчетности. Результаты хозяйственной деятельности предприятия отрицательные, даже несмотря на то, что тарифы оплаты по основным видам жилищно-коммунальных услуг населением в основном превышают затраты на их оказание. Аудиторская проверка хозяйственной деятельности предприятия не проводилась.

Полагаю, что вопрос о проведении полного аудита деятельности всех муниципальных предприятий ЖКХ давно перезрел. Остается только понять, когда, наконец, он будет проведен.

В течение следующего года произойдет процесс акционирования всех предприятий жилищно-коммунального комплекса. В первом квартале следующего года будут созданы региональный фонд энергосбережения, энергетическая, теплосетевая и компания по комплексному обслуживанию водопроводных и канализационных сетей.

Хочу, чтобы было понятно всем: процесс формирования рынка в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг – необратим. Но это не означает, что государство отказывается от политики тарифного регулирования в отрасли. Более того, сегодня в свете последних заявлений и Президента, и Министра экономического развития и торговли очевидно, что до конца года будут внесены изменения в Федеральный закон № 210, который вступает в силу с 1 января 2006 года. В частности, предлагается устанавливать предельный размер увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги правительством один раз – на очередной финансовый год, по аналогии с порядком, установленным для естественных монополий.

Особенно важно, что на муниципальные образования в соответствии с этим законом возлагаются обязанности по формированию программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Считаю, что Министру ЖКХ и ТЭК Сергею Владимировичу Никитину и его блоку не стоит ждать, пока методика формирования такой программы будет спущена сверху, а приступить к ее разработке уже сейчас.

Согласен с теми политиками, кто призывает ускорить принятие Федерального закона “О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ”. Такой закон нужен, потому что серьезный бизнес на те обременения, которые сегодня имеет ЖКХ, не пойдет. Часть долгов – безнадежных – надо списать, часть – реструктуризировать.

Считаю особенно важным сегодня при формировании политики в сфере ЖКХ усилить социальную составляющую, обеспечить гарантии малообеспеченным слоям населения. Система предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг для людей с низкими доходами просто неадекватна реальным возможностям населения. Тут речь может идти о снижении федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на коммунальные услуги с 22 до 18 процентов от совокупного дохода семьи. Необходимо защитить одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, повысив планку по метражу их квартир.

Как известно, с 1 марта вступает в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым произойдут кардинальные изменения в сфере управления жилищным фондом. Готовы ли мы сегодня к этому и что может произойти через четыре месяца? Однозначно – не готовы и даже не начинали готовиться. А произойти может следующее: любой обладатель приватизированной квартиры в доме, где нет товарищества собственников жилья, сможет обжаловать в суде действия органов местного самоуправления по выбору управляющей компании. Почему? Да потому, что он как собственник жилья имеет право на долю в общей собственности помещений общего пользования и на часть земельного участка, на котором дом расположен. Мы говорим, что в наших СПК не выделены в натуре земельные паи, что затрудняет процесс оборота земель сельхозназначения и приход инвесторов. Но то же самое происходит и в жилищной сфере.

Выход один: в многоквартирных домах создавать товарищества собственников жилья, вести серьезную разъяснительную работу с населением.

Хочу особо подчеркнуть: жители области должны не только слышать, но и видеть, что ситуация в сфере ЖКХ меняется к лучшему. До конца года будет направлено в города и районы области 339 миллионов рублей на ремонт подъездов, стояков, кровель. 2006 год в сфере ЖКХ должен стать годом реальных дел в жилом секторе и во дворах.

Считаю крайне важным обеспечить условия для формирования в области комфортной среды проживания, ведение работ по благоустройству и наведению элементарного порядка на улицах населенных пунктов. Кстати, наши ульяновские архитекторы едва ли не единственные из всех регионов ПФО приняли участие в международном фестивале “Зодчество-2005”. Работа по благоустройству остается приоритетной задачей и в следующем году. И она не сводится только к подметанию улиц и покраске бордюров, хотя это тоже необходимо. Областной центр, другие города и поселки области должны стать одними из самых красивых, уютных и комфортных для проживания в России.

Считаю, что в каждом муниципальном образовании должны быть созданы попечительские советы по благоустройству. А денежные средства можно находить разными способами, даже за счет проведения благотворительных концертов или за счет средств самообложения граждан поселений. Тем более, что такие права 131 законом администрациям поселений предоставлены.

Наконец, считаю целесообразным ввести жесткие законодательно закрепленные санкции к тем юридическим лицам и гражданам, кто не желает поддерживать чистоту и порядок на улицах и во дворах.

Работа по благоустройству должна вестись с учетом историко-культурного прошлого нашего края. Необходимо активно привлекать к этой работе местных краеведов, работников культуры. Ульяновцы должны знать и гордиться богатейшим историко-культурным наследием, которым обладает область, каждый муниципальный район, каждый населенный пункт. Кроме того, активизация краеведческой работы позволит нам не только воспитывать в гражданах чувство патриотизма, но и создаст новые условия и возможности для развития въездного туризма, для привлечения в область на постоянное место жительства мигрантов из стран СНГ. Поэтому рекомендую во всех городских округах и муниципальных районах установить четкий порядок, регламентирующий действия по установке, переносу и охране памятников истории и культуры.

Реализация приоритетов, направленных на повышение качества жизни граждан, неразрывно связана с решением вопросов финансового обеспечения социальных программ. Это означает качественное усиление работы по привлечению инвестиций, созданию новых предприятий, росту налогового потенциала и конкурентоспособности бизнеса.

Важнейшими индикаторами, свидетельствующими о нашем движении вперед в экономическом развитии, являются темп роста валового регионального продукта и уровень душевой бюджетной обеспеченности. Замечу, что задачу по удвоению объемов валового внутреннего продукта, поставленную Президентом, никто не отменял. Поэтому меня категорически не устраивает принятый в среднесрочном прогнозе социально-экономического развития области вариант, по которому прирост ВРП в сопоставимых ценах спланирован ниже, чем необходимые 7-8 процентов. Даю поручение Правительству разработать систему мер, направленных на ускорение темпов нашего экономического роста и приведение их в соответствие со среднероссийскими темпами.

За прошедшие десять месяцев важнейшей задачей стала работа по увеличению доходной части бюджета области. Результаты таковы: план по собственным доходам областного бюджета перевыполнен на 8,6 процента. В денежном выражении дополнительно к плану поступило 348 миллионов рублей. Всего за десять месяцев поступило собственных доходов в областной бюджет на сумму 4,4 миллиарда рублей, что на 53 процента или, в денежном выражении, на полтора миллиарда рублей больше, чем за аналогичный период 2004 года.

Поступление собственных доходов в консолидированный бюджет области составило 7 миллиардов 430 миллионов рублей, что на 449 миллионов больше планового показателя. 23 муниципальных образования перевыполнили план по собственным доходам, причем Тереньгульский район – на 32 процента, Николаевский район – на 21 процент.

Увеличению доходной части областного бюджета способствовал ряд принятых нами управленческих решений, в том числе в сфере земельной политики и управления государственной собственностью. Так, снижение кратности при выкупе земельных участков позволило досрочно выполнить план поступлений в бюджет. В настоящее время предприятиями области оформляется выкуп земельных участков на сумму порядка 20 миллионов рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, позволили направить в бюджет 105 миллионов рублей, что в 1,7 раза больше планового показателя. Повышение арендных ставок платы за землю позволило еще в прошлом месяце перевыполнить годовой план поступлений в бюджет.

Областные государственные унитарные предприятия за десять месяцев перечислили в бюджет 4 миллиона рублей отчислений от прибыли, что в 1,4 раза превышает плановый показатель. Кстати, проведенные департаментом имущественных отношений проверки ОГУПов показали, что многие руководители государственных предприятий чувствовали себя своеобразными удельными князьками, разбазаривающими государственное имущество. В результате за десять месяцев 30 директоров ОГУПов были уволены. В областную собственность возвращено 36 объектов недвижимости, выбывших в результате незаконных действий директоров государственных предприятий.

Главным результатом работы в сфере бюджетной политики стало увеличение доходной части в проекте областного бюджета на 2006 год с 7 до 12 миллиардов рублей.

Скажу прямо: этот достигнутый результат по росту доходной части бюджета области меня пока не устраивает. У нас есть резервы повышения доходов. В частности, убежден, что ставки налога на игорный бизнес могут и должны быть повышены. Но главный наш резерв повышения доходов – это развитие налогооблагаемой базы, в первую очередь, в городских округах и муниципальных районах.

Со следующего года земельный налог должен оказывать существенное влияние на формирование доходной базы местных бюджетов. Решение о введении налога приняли все муниципальные образования. Однако при этом Мелекесский, Ульяновский, Цильнинский и Чердаклинский районы в отношении земель сельхозназначения установили ставки ниже предусмотренных федеральным законодательством. Это наиболее развитые в сельскохозяйственном отношении районы области! В другую сторону отличился Новоспасский район, где ставки налога на земли, занятые объектами ЖКХ, оказались выше максимально допустимых по закону. Четыре района до сих пор не приняли решения об установлении налога на имущество физических лиц, 5 районов – по единому налогу на вмененный доход. А одиннадцать муниципальных образований установили ставки налога в отношении имущества стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей ниже максимально предусмотренных законодательством.

Напоминаю вам, уважаемые Главы районов, что подобные решения лишают вас необходимой налоговой базы и собственных доходов. И не просите у меня потом деньги на реализацию закрепленных за вами полномочий. При распределении фонда финансовой поддержки муниципальных образований в расчет будут приниматься только максимальные разрешенные законодательством ставки. У вас есть ровно 12 дней, чтобы исправить положение.

Особо хотелось бы сказать по вопросу о распределении земельных участков под строительство в городе Ульяновске. По моим данным, за десять месяцев под строительство было выделено около 200 участков земли. Из них на конкурсной основе – ни одного! А инвестиционных договоров из двухсот возможных заключено только три. Сколько от подобной политики недополучил средств городской бюджет, можно подсчитать. Характерно, что с 1 октября, когда выделение участков должно производиться только через аукцион, заявок на участие в нем со стороны представителей бизнеса не подано ни одной. Очевидно, что кто хотел строиться – решил свои проблемы до вступления закона в силу.

В использовании важнейшего ресурса – земли, не может быть никакой кулуарности. Следует также по опыту Татарстана разработать и внедрить систему, когда профессиональные компании, получив в управление земельный участок, разрабатывают планы его освоения, производят инженерную подготовку территории и реализуют “сформированную” площадку на открытых торгах. Вопросы регулирования земельных отношений в области я как высшее должностное лицо региона беру под свой личный контроль.

Другой важнейший источник доходов бюджета – эффективное использование государственной и муниципальной собственности. Программа приватизации областной собственности на следующий год и на перспективу разработана, представлена в Законодательное Собрание. Но и приватизация муниципальной собственности также должна осуществляться под жестким контролем со стороны представительных органов местного самоуправления. Этот процесс должен быть максимально прозрачным.

Сегодня необходимо максимальное усиление контроля за всеми ступенями приватизации. Причем, считаю, что необходимо рекомендовать использовать все законодательно разрешенные способы проведения приватизации, в том числе и через продажу предприятия на конкурсной основе. Не секрет, что довольно часто проведение акционирования проходит по схеме занижения муниципальных активов и завышения активов инвестора, после чего муниципальный пакет акций ничего не решает в отношении судьбы предприятия. А бюджет на этом деньги теряет.

Третий важнейший источник пополнения доходной части бюджета – это налоги предприятий и организаций, прежде всего в промышленности. Индекс производства в отрасли по итогам десяти месяцев составил 103,8 процента. Напомню присутствующим, что в январе этот показатель составлял всего лишь 60 процентов. Причем по таким видам деятельности, как добыча полезных ископаемых и производство и распределение тепло- и электроэнергии объемы производства выросли на 30 процентов. Это один из лучших показателей по Приволжскому федеральному округу и существенно выше средних показателей как по ПФО, так и по Российской Федерации.

Удалось сократить отставание и выйти на уровень прошлого года по виду деятельности “Производство машин и оборудования”.

Кстати, замечу, что по прогнозу, подготовленному в Минэкономразвития России на 2006 год, в Ульяновской области предполагается один из самых низких в России темпов роста объемов промышленного производства, менее двух процентов. Думаю, что для Александра Петровича Пинкова является делом чести опровергнуть этот пессимистический прогноз и решить задачу повышения темпов роста в промышленности до 10-12 процентов.

Но несмотря на наметившиеся позитивные тенденции в росте объемов производства, многие промышленные предприятия области пользуются схемами “оптимизации” налогообложения, а проще говоря, уходят от уплаты налогов. Показ уровня рентабельности ниже 14 процентов рядом крупных предприятий означает, что у них отсутствуют возможности для развития. Поэтому перед промышленным блоком Правительства ставится задача в максимально возможной степени пресекать подобную деятельность со стороны руководителей и владельцев предприятий, для чего будет создано специальное управление по работе с предприятиями и организациями. Уверен, что квалифицированные экономисты и финансисты в тесном взаимодействии с другими контрольными органами смогут навести здесь порядок. По расчетам, усиление контроля за поступлением налогов наряду с оптимизацией процесса госзакупок и эффективным расходованием бюджетных средств смогут принести в бюджет дополнительно порядка двух-трех миллиардов рублей. Рекомендую всем муниципальным районам и городским округам начать вести интенсивную работу в этом направлении.

Важной перспективной статьей пополнения доходов бюджета является привлечение инвестиций. По итогам десяти месяцев темп их роста превысил 104 процента. Однако, чтобы обеспечить необходимые темпы роста ВРП, инвестиции должны расти гораздо более высокими темпами, до 15 процентов в год.

(Окончание в номере за 2 декабря).