Предшественники – о Мемориале

Ленинский мемориал имеет свою довольно большую историю, и дискуссия на тему «Каким быть Мемориалу», начатая газетой «Ульяновская правда» 28 октября нынешнего года, является продолжением традиций этой газеты, на страницах которой уже третий раз происходит обсуждение идеи увековечения памяти В.И.Ленина в нашем городе.

Идея создания монументального памятника, подобного Ленинскому мемориалу, его роли и назначения возникла еще в 1924 году, после кончины В.И.Ленина. Тогда в центральной и местной печати впервые состоялось обсуждение этой проблемы. Начало дискуссии 1924 года положил Л.Б. Красин, видный советский партийный и государственный деятель, своей статьей в газете «Известия» «Архитектурное увековечение Ленина». Он впервые высказал тогда идею сооружения архитектурного памятника, посвященного В.И.Ленину.

Памятник виделся Красину как «дворец имени Ленина, заключающий в себе и музей, и библиотеку с читальней, и залы для лекций, концертов, и институт Ленина», и т.д.

Статья Л.Б. Красина вызвала поток писем о характере памятника. В дискуссии приняли участие видные ученые, политические деятели, архитекторы, скульпторы, художники, и не только нашей страны. Так, по словам К. Кольвиц (Германия) «памятник В.И.Ленину должен в равной мере быть сверхнациональным и русским. В нем не должно быть ничего рутинного, ничего традиционного, но вместе с тем – никакой вычурности и искательства».

Мнения многих участников дискуссии сводились к идее величественного монументального сооружения. «Каким утилитарным целям будет служить памятник Ленину, – писал один из участников дискуссии Э. Голлербах, – будет ли это дом просвещения, исследовательский институт… оно должно служить насущным, практическим задачам культуры».

Памятник мыслился тогда долговременным, созданным на века, с таким расчетом, «чтобы он мог говорить и отдаленным поколениям». Он должен быть «триумфом инженерного техницизма… обладать громадной пропускной способностью… В памятнике должны участвовать все виды искусства: архитектура, живопись и музыка…» Участники дискуссии считали, что памятник должен быть «активным рассадником… культуры». Такой памятник, указывалось в ходе дискуссии, должен стать сосредоточением всего, что может напомнить о жизни и деятельности В.И.Ленина. Предполагалось, что «здесь, в обстановке напряженной серьезности, будет создано место, где каждый … может изучить настоящие и будущие задачи», может осмыслить нашу историю, роль Ленина в ней.

В дискуссии 1924 года активное участие приняли жители нашего города. Их предложения публиковались в специальной рубрике газеты «Пролетарский путь» (так называлась тогда нынешняя «Ульяновская правда»).

Наряду с сохранением исторических, в том числе ленинских памятных мест, многие выступали за создание монументального сооружения. Одни предлагали построить на родине Ленина мировую академию, другие – Дворец науки, третьи считали, что сам город и губерния должны быть культурным памятником.

Идея создания монументального сооружения нашла свое развитие в Ульяновске в 1930 -1940-е годы. В середине 30-х годов была создана специальная комиссия, в нее в качестве почетных членов были привлечены члены семьи Ульяновых – Н.К.Крупская, М.И.Ульянова, а также Г.Д.Гай. Комиссия признала необходимым вести разработку вопроса о памятнике Ленину в двух вариантах: как монумент фигуры вождя и как памятник-комплекс, включающий культурные учреждения. К.Е.Ворошилов, А.С.Енукидзе, которые наряду с другими видными деятелями того времени были привлечены к обсуждению этого вопроса, считали, что «второй вариант памятника для Ульяновска более подходит».

Комиссия тоже высказалась за второй вариант: памятник – комплекс, включающий дома, где родился, учился и жил В.И. Ленин, с постройкой специального Института.

Свое видение назначения памятника-комплекса высказал директор Института марксизма- ленинизма В.Адоратский. Он считал, что памятник должен быть не институтом, а историко- революционным музеем, отражающим деятельность Ленина, то есть то, что потом было воплощено в экспозиции Мемориала.

По призыву Г.Д.Гая начался сбор средств на памятник (так же, как и в 1920-е годы.)

В разное время в Ульяновске были осуществлены оба варианта. 22 апреля 1940 года на центральной площади был открыт памятник-монумент В.И. Ленину скульптора М.Г.Манизера. После войны, в 1945 году, вновь возродилась идея сооружения Дворца культуры имени В.И.Ленина, который был задуман как грандиозное сооружение высотой до 45 метров, «состоящее из помещений музейного, библиотечного и зрительного назначения…». Для осуществления этих планов руководители области обратились даже к И.В.Сталину, но необходимость выделения больших средств и привлечения всех сил страны для возведения столь необычного по архитектурному замыслу и грандиозного по размерам сооружения сделали невозможным осуществление этих планов в послевоенные годы.

100-летие со дня рождения В.И. Ленина явилось тем поводом, когда появилась возможность осуществить все эти планы. Накануне юбилея был объявлен конкурс на разработку проекта детальной планировки исторической части города и интересного решения монументального сооружения, посвященного Ленину. Конкурсные проекты были представлены на суд ульяновцев в развернутой в Краеведческом музее выставке. Обсуждение конкурсных проектов вылилось в дискуссию на страницах «Ульяновской правды» в мае-июне 1965 года, когда многие ульяновцы в очередной раз высказались за сохранение старой исторической застройки центра города и органичного сочетания с ней современного монументального сооружения, каким и стал Ленинский мемориал.

Мемориал вобрал в себя многое из тех предложений, что высказывались в ходе дискуссий, касающихся не только его внешнего облика, но и функционального назначения. 35 лет он является научным и духовным центром нашего края.

С открытием Мемориала в апреле 1970 года резко возрос поток туристов в Ульяновск. Это видно, в частности, из сравнения посещаемости ленинского музея: если за 29 лет размещения Ульяновского филиала Центрального музея В.И.Ленина в здании на улице Л.Толстого его посетили около 2 млн. человек, то после развертывания экспозиции в Мемориале в апреле 1970 года в нем и в мемориальных музеях, входящих в его комплекс, побывали больше 22 млн. посетителей, в том числе гости из 100 зарубежных стран. Поэтому возрождение Мемориала как крупного туристического центра Поволжья, о чем говорится в упомянутой статье в «Ульяновской правде», наверное, вполне реально.

Намерение создать на базе Мемориала Центральный музей России по ленинской проблематике привлечет, возможно, внимание общественности, научных сил и обеспечит появление современных объективных материалов о В.И.Ленине – со всесторонним анализом его деятельности как человека, политика, государственного деятеля.

Предложение по созданию такого общественного центра, так же, как и стремление собрать в Ульяновске произведения по ленинской тематике, тоже представляется верным, особенно учитывая тот факт, что Музей В.И.Ленина в ульяновском Мемориале сегодня единственный в нашей стране.

Отклик в душе находит предложение главного дирижера и художественного руководителя Ульяновского симфонического оркестра С. Ферулева о необходимости высокого качественного уровня репертуара для Мемориала.

И, наконец, решая судьбу Мемориала, нельзя забывать, что в его создание был вложен самоотверженный труд многих сотен людей: архитекторов, строителей, художников, скульпторов, музейных работников нашей страны и зарубежных стран, которые сооружали его для увековечения памяти В.И.Ленина, для научного, культурного и духовного обогащения людей. Таким он и должен остаться в будущем.