Забота о населении – дело муниципальных образований

Ульяновская область отказалась от мягкого вхождения в реформу, и с 1 января 2006 года на территории региона вступает в полную силу Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Мы еще не до конца пережили последствия приснопамятного 122-го закона. Стоит ли на сей раз ждать коллапса, ведь жители совершенно не готовы к таким резким нововведениям?

«Считаю это решение продуманным и обоснованным, несмотря на все возможные трудности, с которыми нам предстоит столкнуться», — заявил губернатор Сергей Морозов. Большинство субъектов Российской Федерации приняли решение о постепенном переходе до 1 января 2009 года. То есть полномочия от региональной к местной власти будут передаваться не все сразу (27 пунктов), а по возможности и по мере готовности районных и сельских администраций их выполнять. Однако те регионы, которые решаются реализовывать 131-й закон в полном объеме, могут рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета.

Дополнительные дотации из центра — не единственный аргумент за резкое вхождение в реформу. Наша область уже имеет печальный опыт медленного перехода в последние 10 лет к рыночной экономике, и все мы в полной мере ощущаем мрачные плоды такой нашей неторопливости-нерасторопности. Оттягивать с 131-м законом до 2009 года не имеет смысла и потому, что до того момента наверняка не будет сделано ничего, чтобы подготовиться. К сожалению, есть у нас такая черта: пока гром не грянул… И мы опять все начнем с чистого листа, только на три года позже. Так чего тянуть?!

Много копий было сломано и с той, и с другой стороны, и все же сторонники резкого вхождения в реформу одержали верх на последнем заседании Законодательного собрания Ульяновской области. Решение об отказе от переходного периода комментирует заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Расих Гатаулин:

— Конечно, Федеральный закон № 131 несовершенен. Он еще не начал действовать, а в него уже внесено порядка 100 изменений. И даже с учетом этих усовершенствований все равно есть ряд моментов, требующих доработки. Прежде всего при передаче полномочий встает вопрос о финансировании. Вместе с полномочиями также необходимо передавать имущество, абсолютное большинство которого в нашей области подлежит ревизии, регистрации и перерегистрации на нового собственника. Это займет несколько лет. Другая серьезная проблема — кадровая. Всем муниципальным образованиям предстоит за оставшийся до нового года месяц успеть принять и зарегистрировать свои уставы. Разработать и принять бюджет. Для этого нужны соответствующие специалисты: юристы, экономисты, финансисты, которых в абсолютном большинстве сельских поселений на сегодняшний день нет. Их надо готовить.

ЗСО и правительство Ульяновской области намерены помогать новым органам власти местного самоуправления. Разработан модельный устав поселения. А в областной бюджет на будущий год заложены средства вспоможения бедным муниципальным образованиям. Ведь не секрет, что не везде у нас живут одинаково, какие-то районы в большей, какие-то в меньшей степени дотационные. Собственных доходов не всегда хватает, чтобы обеспечить даже минимальную жизнедеятельность. На этот случай предусмотрены дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов — 150 миллионов рублей.

Кроме того, для четырех городов в фонде финансовой поддержки поселений — 120 млн. руб., для муниципальных районов и городских округов — 700 млн. руб. Дотации бюджетов муниципальных образований на возмещение расходов по содержанию объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в органы местного самоуправления, — 339 млн. 220 тыс. 700 руб. И так далее… С голоду помереть, конечно, не дадут, но особо рассчитывать на областную казну на месте поселений я бы не стал. Собственно, основная идея всей реформы в том и состоит, что теперь людям вообще не на кого, кроме себя, рассчитывать: ответственность государства перед населением теперь с федерального и регионального уровней перекладывается ниже — поближе к народу.

После Нового года органы власти местного самоуправления становятся, по сути, независимыми, неподотчетными губернатору и правительству Ульяновской области. Они номинально попадают в зависимость лишь к жителям, своим избирателям. Население, не довольное работой депутатов или чиновников, может отстранять их от власти и заменять другими, более профессиональными людьми. Для этого надо собирать подписи и проводить референдум, что очень сложно. Эта норма закона пока ни разу не применялась, чему есть вполне логичное объяснение.

В нашем обществе отсутствуют гражданские институты и конструктивная оппозиция, которые могли бы осуществлять контроль за действиями власти. Однако изменить ситуацию сверху невозможно. Чиновники же не могут (да и не в их это интересах) заставлять людей объединяться, чтобы бороться за свои права с ними же, с властью! А ждать, когда гражданское сознание у людей появится, можно еще очень и очень долго. Возможно, именно такое резкое окунание в реформу самоуправления лучше всего подействует на жителей отрезвляюще, заставит действовать, а не ждать… Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.