Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на встрече с представителями законодательных, представительных и исполнительно-распорядительных органов государственной власти и местного самоуправления, общественности Ульяновской области 18 ноября 2005 года

(Окончание. Начало в номере за 25 ноября)

Поэтому в следующем году необходимо максимально сконцентрировать усилия на привлечении в область масштабных инвестиций, реализации имеющихся проектов, поиске новых деловых партнеров, в том числе и зарубежных.

На недавно прошедшем международном экономическом форуме в Амстердаме Ульяновская область стала единственным субъектом Российской Федерации, который провел собственную презентацию своего экономического потенциала. Одновременно с этим прошла презентация области на международной сельскохозяйственной выставке в Ганновере, вызвавшая интерес немецких компаний. В течение ближайших десяти дней экономический потенциал области будет представлен мной в Японии, а также в посольствах Чехии, Болгарии и Канады. В начале декабря состоится визит большой делегации Ульяновской области в Китай, где мы подпишем Протокол о намерениях сотрудничества с провинцией Хунань. До конца года также состоятся мои встречи с послами Китая и Кубы.

Полагаю, что прошедший визит делегации Глав муниципальных районов в Белоруссию, где был презентован экономический потенциал региона, также послужит расширению торгово-экономических связей нашего региона. В ходе этого визита были подписаны соглашения о сотрудничестве между Ульяновской областью и Минской областью Республики Беларусь. Ряд районов области подписал соглашения о сотрудничестве с городами и районами Белоруссии. В частности, районы города Ульяновска подписали соглашения с районами города Минска. До конца ноября уже состоится визит делегации Витебской области в Мелекесский район.

В рамках повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований области организованы выставки-презентации, которые привлекают интерес местных бизнесменов.

В текущем году на треть возросли объемы финансирования областных строек и объектов, включенных в Федеральные целевые программы и ФАИП. В 2006 году ожидается, что на софинансирование строительства объектов в область из федерального бюджета поступит около 2 млрд. рублей. Скажу прямо, качество работы с федеральным центром по привлечению инвестиций может и должно быть лучше. Я уже не раз говорил, что члены Правительства, директора департаментов должны дневать и ночевать в кабинетах высоких московских чиновников. И не в дни, когда федеральный бюджет принимается в третьем чтении, а гораздо раньше. В качестве примера: проведенные встречи и интенсивные переговоры с руководством Роснедвижимости привели к увеличению объема федеральных средств на реализацию в Ульяновской области программы по созданию государственного кадастрового учета объектов недвижимости с запланированных 5,4 до 17 миллионов рублей.

В проекте областного бюджета на 2006 год впервые запланировано создание Инвестиционного фонда Ульяновской области в сумме 100 миллионов рублей. Средства Фонда планируется направить на поддержку приоритетных инвестиционных проектов Ульяновской области. При этом государственная поддержка проектов будет оказываться исключительно на конкурсной основе. В конкурсную комиссию, которую я возглавил лично, включены как представители органов власти, в том числе и депутаты Законодательного собрания, так и представители крупнейших ульяновских инвесторов. Ни один проект не получит финансирования без поддержки конкурсной комиссии, без соответствия всем необходимым критериям, в том числе и социальным.

Сохраняется положительная динамика в развитии строительства, темпы роста которого по итогам десяти месяцев выросли почти на 6 процентов. Особенно отрадно, что почти на треть возросли темпы строительства жилья. По этому показателю Ульяновская область входит в число лучших регионов Приволжского федерального округа и значительно опережает среднероссийский показатель.

В промышленности строительных материалов в этом году введены новые производственные линии на заводе КПД-2, ООО “Ульяновскшифер”, ООО “Стройпластмасс-СП”, Ульяновском заводе теплоизоляционных изделий. Введен в эксплуатацию Старомайнский кирпичный завод.

Амбициозной задачей для строителей области на 2006 год станет ввод в эксплуатацию 300 тысяч квадратных метров жилья.

Также нам предстоит разработать генеральный план пространственного развития Ульяновской области до 2020 года, зональные схемы территориального планирования.

В сельском хозяйстве наметились определенные позитивные тенденции в развитии птицеводства. Было модернизировано производство на четырех птицефабриках и возобновлено производство на двух. В результате поголовье птицы в сельхозорганизациях увеличилось за десять месяцев почти в четыре раза, объемы производства яиц возросли на 56 процентов.

Главные усилия в отрасли в 2006 году необходимо сконцентрировать на эффективном использовании пахотных земель, 42 процента которых в настоящее время не используются. Причем львиная доля необрабатываемых земель находится в собственности сельхозорганизаций.

Предстоит многое сделать в рамках реализации национального проекта по сельскому хозяйству, особенно в сфере животноводства. В 2006 году мы приступим к строительству трех свиноводческих комплексов на 60 тысяч голов в Мелекесском, Старомайнском и Чердаклинском районах, восстановлению свиноводческого комплекса «Рощинский» и комплекса в Цильнинском районе. Важным направлением станет обновление основных фондов в животноводстве, закупка племенного скота и технологического оборудования. В течение двух лет будет закуплено 2000 голов крупного рогатого скота и 2150 голов свиней на общую сумму 97 миллионов рублей, оборудование для ферм на сумму 70 миллионов рублей.

Это позволит нам к 2008 году увеличить производство молока на 5 процентов, мяса – на 7,7 процента.

Другим важным направлением станет развитие личных подсобных хозяйств. Процентная ставка по кредитам для ЛПХ будет на 100 процентов субсидироваться из бюджета, причем на 95 процентов – из федерального. Таким кредитованием будет охвачено 1300 ЛПХ и 40 крестьянских фермерских хозяйств. Это позволит увеличить объемы реализации продукции в личных подсобных хозяйствах к 2008 году на 5-7 процентов.

Предусматривается создание семи снабженческо-сбытовых кооперативов и пяти кредитных кооперативов в районах области с суммарным объемом финансирования 35 миллионов рублей.

Другими направлениями нашей работы в отрасли АПК станут закупка сельхозтехники по лизинговым схемам, развитие прудового рыбоводства, кооперация и интеграция производства и переработки. Кстати, по итогам десяти месяцев в пищевой промышленности существенно, то есть на 20 процентов и более, возросли по сравнению с прошлым годом объемы производства растительных масел и жиров, молочной продукции, сахара, крупы, водки и ликеро-водочных изделий.

Стабильными темпами растут и объемы услуг связи. За десять месяцев прирост составил почти 12 процентов. Общее количество абонентов сотовой связи выросло на 280 тысяч человек и составило 730 тысяч абонентов. Отчисления в областной бюджет предприятий связи выросли на 16 млн. рублей. В рамках реализации Концепции “Электронный Ульяновск” создан программно-технический комплекс для внедрения системы принятия решений по управлению регионом. Налажена видеоконференц-связь с администрациями городов и районов, что позволяет нам экономить бюджетные средства. В следующем году заработает в полноценном режиме система телемедицины.

Усилия, направленные на ускорение темпов роста социально-экономического развития Ульяновской области, в течение всего года подкреплялись напряженной работой по формированию нормативно-правовой базы, адекватной современным условиям. На 1 ноября Законодательным собранием области было принято 100 законов, а также Устав Ульяновской области, что на 30 законов больше, чем в прошлом году. 71 закон был принят по инициативе Губернатора. На сегодняшний момент уже принято 119 законов. Я благодарен депутатам Законодательного собрания за поддержку и воплощение в жизнь наших законопроектных инициатив. Ни один внесенный законопроект не был отклонен, что свидетельствует о продуктивном взаимодействии и взаимопонимании законодательной и исполнительной ветвей власти.

В 2006 году с учетом изменений в федеральном законодательстве и планируемом расширении полномочий субъектов Российской Федерации нами планируется направить в Законодательное собрание области для рассмотрения ряд важных законопроектов. Среди них проекты Законов “Об образовании”, “О пожарной безопасности в Ульяновской области”, “О нормативных правовых актах Ульяновской области”, “О референдуме Ульяновской области”, “О порядке подготовки, утверждения и исполнения областных целевых программ” и ряд других.

Должен особо подчеркнуть, что 2006 год станет для нас началом большой и напряженной работы, рассчитанной на три года, по проведению административной реформы в Ульяновской области. Федеральную Концепцию административной реформы Правительство России одобрило 25 октября текущего года. Понимая всю важность этого стратегического направления, мы уже начали подготовительную работу.

Поэтому, в целях кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти, строгого соблюдения государственными служащими законности, предоставления ими качественных публичных услуг населению, а также обеспечения права граждан на объективную информацию, подготовлено постановление Губернатора “О первоочередных мерах по проведению административной реформы в 2006-2008 годах”. И сегодня я его подписываю!

Правительству области при подготовке программы и плана мероприятий по проведению административной реформы необходимо обратить внимание на разработку и внедрение системы планирования и управления по результатам деятельности органов исполнительной власти, выработку ключевых измеримых показателей, которые позволят адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия конкретных исполнителей.

Нам крайне важно разработать и внедрить систему управленческого учета, которая позволит обеспечить жесткий контроль за достижением результатов и определить персональную ответственность государственных служащих. Решению этой задачи должен служить внутренний аудит, необходимый для проведения оценки деятельности структурных подразделений и должностных лиц, бюджетных расходов. Прямо скажу, я приму все необходимые меры по укреплению контрольных функций Администрации Губернатора.

Подготовлено также постановление “О повышении ответственности государственных гражданских служащих Ульяновской области”, которое в случае несоблюдения сроков исполнения поручений Губернатора, обоснованных жалоб со стороны организаций и физических лиц на действия или бездействие чиновников предусматривает частичное или полное лишение их ежемесячного денежного поощрения. Это постановление я также подписываю, и оно будет опубликовано в средствах массовой информации.

В рамках административной реформы нам предстоит подготовиться к внедрению стандартов и определению оптимального перечня государственных услуг, административных регламентов, эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц.

Я вправе рассчитывать сегодня на активную работу Правительства по определению оптимального состава и исключению избыточных, дублирующих функций органов исполнительной власти, их передаче саморегулируемым организациям, сокращению численности государственных служащих. В этой работе надо широко применять аутсорсинг, что позволит выводить определенные виды деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. Необходимо принять конкретные меры, направленные на повышение эффективности расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, внедрение системы электронных торгов. Резерв снижения бюджетных расходов здесь может оцениваться сотнями миллионов рублей.

Административная реформа предусматривает принятие комплекса мер, ограничивающих возможности коррупции. По моему поручению Контрольное управление Администрации Губернатора ведет работу по выявлению фактов злоупотреблений должностных лиц, использования служебного положения в личных целях. Я внимательно анализирую результаты каждой такой проверки.

Например, посмотрели государственные учреждения и предприятия, организующие транспортные перевозки на территории области. В результате установлен и документально подтвержден целый ряд нарушений действующего законодательства в сферах государственного управления, бюджетных и имущественных отношений, которые могут быть квалифицированы нормами уголовного права.

Поэтому я подписал соответствующее письмо на имя прокурора области Валерия Васильевича Малышева с просьбой в соответствии с его компетенцией рассмотреть представленные материалы в отношении бывшего директора департамента промышленности и транспорта Карпенко и других должностных лиц.

Плачевными оказались результаты проверки для теперь уже бывших руководителей финансово-хозяйственного управления и автотранспортного предприятия администрации области. Нам нужна повседневная конкретная работа по снижению затрат на содержание аппарата управления. Я вправе потребовать от Правительства, всех органов исполнительной власти эффективного использования каждого бюджетного рубля. Считаю, что необходимо объединить усилия всех контрольных органов, действующих на территории области, через создание Координационного Совета, в который войдут представители всех контролирующих организаций.

Работы здесь непочатый край. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть результаты проверок, проведенных в государственном целевом бюджетном экологическом фонде, департаменте сельского хозяйства, главном управлении финансов. Материалы в Правительство для принятия мер представлены. В настоящее время по просьбе Главы муниципального образования специалисты Контрольного управления ведут работу в Сенгилеевском районе. Результаты мы рассмотрим на Губернаторском Совете 30 ноября текущего года, где также подведем итоги акции “Народный советник”.

Ограничение возможностей коррупции реально за счет деперсонализации взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями путем введения системы “единого окна”, детальной регламентации взаимодействия с потребителями государственных услуг, внедрения экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность. Мной подписано распоряжение о создании юридического Совета при Губернаторе, в состав которого вошли специалисты из разных сфер, в том числе и научной, в частности из Ульяновского государственного университета.

При разработке плана мероприятий по проведению административной реформы важно обратить внимание на повышение открытости в деятельности органов исполнительной власти, проведение публичных слушаний общественно значимых проектов решений, включение представителей гражданского общества в подготовку нормативных правовых актов, создание общественных Советов при органах исполнительной власти. Никто, например, не мешает сегодня Правительству опираться на лучшие силы экономистов, работающих в университетах и на предприятиях. В проведении административной реформы нельзя также забывать об оказании методической помощи муниципальным образованиям.

Постановление Губернатора будет опубликовано в средствах массовой информации, а Правительству в срок до 15 декабря необходимо разработать и представить мне на утверждение программу, план действий и персональный состав правительственной комиссии.

Реализация поставленных на 2006 год задач требует перегруппировки сил и внесения серьезных корректив в структуру Правительства области. К сожалению, в целом ряде блоков управления недостает еще, как говорится, заточенности на результат. Проявились и откровенно слабые звенья. По известной телепередаче вы знаете, что происходит в таких случаях: слабое звено выбывает. В связи с этим я намерен уже в ближайшее время принять ряд решений.

У Председателя Правительства будет только два заместителя. Заместитель по реализации национальных проектов с подчинением ему блоков строительного комплекса и развития инфраструктуры, здравоохранения и социальной защиты населения, сельского хозяйства и продовольствия, социального развития. Второй заместитель сосредоточится на вопросах развития реального сектора экономики с подчинением ему соответствующих департаментов, управлений и ведомств, в том числе и управления по труду.

Назрела необходимость более четкой и последовательной реализации функции привлечения в регион инвестиций, экономического обоснования и ведения реестра инвестиционных проектов, их широкой презентации. Министр инвестиционной политики напрямую подчиняется Председателю Правительства. В блоке Министра экономического развития, подчиненного Председателю Правительства, принципиально важное значение приобретает функция развития межрегиональных и международных связей. Что касается разработки и реализации стратегии экономического развития области, то они требуют не только качественного аналитического обеспечения, но и практических действий по выработке ключевых показателей экономического роста, конкретных мер и плана действий по достижению этих показателей, начиная уже с 2006 года. Однако департамент социально-экономического развития аппарата Правительства под руководством Дмитрия Юрьевича Гудза мало что сделал, чтобы в полной мере быть востребованным как центр экономического анализа, прогнозирования и планирования. Олегу Александровичу Доничеву необходимо обратить на это внимание. Считаю целесообразным ввести в структуру Правительства функцию Министра по управлению государственным имуществом и земельным отношениям с подчинением Председателю Правительства.

В финансовом блоке длительное время имела место закостенелость в решении проблем. Работа с финансами – это не только учет, это необходимость находить пути наращивания финансовых ресурсов, увеличения доходной части бюджета, прежде всего в работе с налогами, аудите муниципальных финансов, жестком контроле обоснованности и исполнения сметы расходов на содержание органов исполнительной власти. Эта функция должна быть четко выражена и выходить на Председателя Правительства. Я надеюсь, что Министр финансов Алексей Юрьевич Пантелеев понимает всю меру своей личной ответственности за привлечение финансовых ресурсов, обоснованность планирования и исполнения бюджета.

В Министерстве топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов мы пришли к пониманию необходимости более четкого определения функции реформирования и модернизации ЖКК и ТЭК, экономического и финансового обоснования, полной инвентаризации и очистки дебиторской и кредиторской задолженности, тщательной разработки топливно-энергетического баланса муниципальных образований и области в целом. А на этой основе выхода на обоснованную программу реформирования и модернизации, как это давно уже сделано, например, в Чувашии и других соседних регионах. Что касается Государственной жилищной инспекции, то она для укрепления контрольных функций будет подчинена Администрации Губернатора.

В блоке природных ресурсов, промышленности, транспорта и связи по директору департамента промышленности и транспорта, как я уже сказал, мы определились. Однако нельзя сегодня считать удовлетворительной работу директора департамента информатизации и связи Евгения Александровича Никифорова. Есть серьезные претензии к работе директора Департамента природопользования и экологии Виктора Ивановича Евстифеева. Я прошу Александра Петровича Пинкова с учетом перегруппировки сил и увеличения объема нагрузки сделать своевременные и правильные выводы.

В блоке Министра сельского хозяйства и продовольствия мы также пришли к пониманию необходимости более четкого определения функций, обеспечивающих текущую работу, организацию производства и переработки сельхозпродукции, а также новых функций, направленных на перспективу развития, квалифицированный экономический анализ, прогноз и планирование развития отраслей АПК, эффективное использование бюджетных средств. Здесь мы рассчитываем на активную позицию первого заместителя Министра Маргариты Сергеевны Саловой. Я прошу Александра Ивановича Якунина, защищая интересы АПК, уметь видеть и то, что мешает сегодня в работе, прежде всего инерцию мышления ряда руководителей.

Должен сегодня прямо сказать, что я не удовлетворен уровнем руководства блоком трудовых ресурсов и социального развития, за который отвечает Александр Юрьевич Иванов. Все условия для работы были созданы, дан необходимый статус. Блок, конечно, сложный, я бы сказал, тяжелый, поэтому требует полной отдачи сил и времени, если хотите – самоотверженности. А вот этого, к сожалению, не чувствуется. Хочу быть правильно понятым. Мера ответственности Губернатора перед населением области и Президентом России очень высока и не дает мне права созерцать вялотекущие процессы.

Есть неудовлетворенность и работой Представительства Ульяновской области при Правительстве Российской Федерации, за которое отвечает Шамиль Мидхатович Идрисов. Поэтому я принял решение вывести его из состава Правительства и функционально подчинить Администрации Губернатора. Коррективы в структуре управления позволят сократить численный состав Правительства.

Что касается структуры управления на уровне муниципальных образований, городских и сельских поселений, то здесь рабочие группы Губернаторского Совета провели большую работу, есть понимание, какой должна быть структура управления, наработана необходимая нормативная база. Подготовлен и направлен в Законодательное собрание проект закона “О муниципальной службе в Ульяновской области”. Принятие этого закона позволит нам исправить имеющиеся здесь перекосы, чтобы с первого января 2006 года начать работу в условиях действия 131 Федерального закона. Обращаюсь с просьбой к мэру города Ульяновска Сергею Николаевичу Ермакову внимательно посмотреть структуру управления областным центром и привести ее в соответствие с задачами, которые нам вместе предстоит решать.

Кстати, слабых звеньев сегодня хватает и на муниципальном уровне. Поэтому прошу всех глав городов и районов не дожидаться представлений губернатора на тех или иных должностных лиц, самим действовать решительно, с пониманием личной ответственности за допущенные провалы в работе. Сегодня в свете принятого постановления об укреплении исполнительской дисциплины в органах государственной власти рекомендую принять такие же меры материального наказания и для нерадивых муниципальных служащих.

Завершая свое выступление, хочу особо подчеркнуть: добиться результата мы сможем, если будем настойчиво внедрять новые подходы, использовать лучший опыт субъектов Российской Федерации. И здесь очень важен переход на систему индикативного планирования, разработки и принятия стандартов жизнеобеспечения населения области, за которые власть будет нести ответственность.

Поэтому я даю поручение Председателю Правительства Александру Александровичу Майеру в срок до 15 декабря разработать и представить реестр государственных функций, перечень минимальных и целевых показателей стандартов проживания граждан в Ульяновской области, с определением ответственных органов исполнительной власти за разработку балансов ресурсной обеспеченности, нормативов стандартов. При таком подходе Правительство, органы исполнительной власти примут на себя четкие и конкретные обязательства перед населением, а процесс управления обретет необходимую прозрачность.

Благодарю за внимание.