Как будет развиваться Ульяновск в ближайшее десятилетие?

В мэрии состоялось обсуждение нового генерального плана областного центра

Примерно раз в четверть века в жизни каждого города происходит важное событие – разрабатывается генеральный план его развития. Ульяновск в этом смысле – не исключение. В минувший вторник в мэрии состоялось расширенное заседание градосовета. Главной темой было обсуждение нового генерального плана. В заседании приняли участие руководители структурных подразделений мэрии, главы районных администраций, депутаты городской думы, крупные бизнесмены, представители аэропортов “Ульяновск – Восточный”, “Ульяновск – Центральный”, руководители эксплуатационных организаций города.

На предыдущем обсуждении, которое проводилось около года назад, было представлено три варианта развития областного центра. Предпочтение было отдано первому, предусматривающему перенос аэропорта “Ульяновск – Центральный”. Предполагается, что его функции возьмёт на себя “Ульяновск – Восточный”, чьи возможности в настоящее время используются лишь на 10 процентов. Учебные полёты можно проводить на аэродромах в Солдатской Ташле или Белом Ключе. В настоящее время территория к западу от улицы Ефремова имеет инвестиционную привлекательность для застройщиков: ровная площадка, близость инженерных сетей. Вложение денег в строительство жилья может дать быструю отдачу. Однако наличие аэропорта не позволяет использовать территорию из-за повышенного уровня шума и вероятности падения самолётов. С переносом аэропорта на левый берег эти проблемы будут решены. Ныне действующий генеральный план города предусматривал вынос аэропорта в район Майны. Однако при застройке Засвияжского района гарантийные обязательства не были соблюдены. Поэтому санитарный надзор был вынужден вынести запрет на строительство высотных домов западнее улицы Ефремова, так как там проходит фактическая граница шумовой зоны. В этом районе сформировалась коттеджная застройка.

По мнению специалистов Российского государственного научно-исследовательского проектного института урбанистики (Санкт-Петербург) Александра Бельского и Зои Федуловой, предполагаемые направления развития города довольно многогранны. В социально-экономическом плане Ульяновск представляет собой многофункциональный областной центр с преимущественным развитием машиностроения и пищевой промышленности, а также сопутствующих обслуживающих отраслей.

Учитывая снижение роста населения и стабилизировавшиеся миграционные потоки, масштаб развития города рассчитывался исходя из предполагаемой общей численности населения 600 – 620 тысяч человек. В соответствии с новым генеральным планом норма обеспеченности жильём увеличится до 35 квадратных метров на человека. Общий объём строительства жилья определён в 8,5 млн. квадратных метров, из них три четверти приходится на многоквартирные дома, а 25 процентов – на индивидуальную застройку.

Особенностью территориального развития Ульяновска является дисбаланс между правобережьем и левобережьем. Преимущество по-прежнему останется за западным направлением. По мнению авторов проекта, даже с учётом постройки второго моста через Волгу выравнивание инвестиционной привлекательности левого и правого берега неизбежно приведёт к бесконечным пробкам на переправах. Впрочем, левобережье также будет застраиваться и развиваться. Между Верхней Террасой и новым городом планируется организация одного из трёх центров общегородского значения. Исторически сложившийся центр стал для Ульяновска тесен. Поэтому в правобережной части предусмотрено появление ещё одного центра на пересечении Московского шоссе и обводной дороги.

Транспортная составляющая будет развиваться за счёт строительства новых коммуникаций в обход центра и развития скоростного внеуличного транспорта (метро). Предусмотрено создание каркаса магистралей непрерывного движения, частично за счет строительства развязок разных уровней.

Многие транзитные трассы на Урал и в Сибирь проходят через Ульяновск. Строительство дополнительных автотрасс в обход исторического центра увеличит инвестиционную привлекательность города. Ликвидация плотины ТЭЦ-1 на Свияге решит проблему подтопленности центрального района города.

Остро стоит вопрос водоснабжения правобережной части Ульяновска. Единственный открытый водозабор для большого города создает возможность возникновения различных чрезвычайных ситуаций. Необходим запасной грунтовый водозабор. Существует проект строительства подземного водозабора для правобережной части города в районе Свияжского и Барышского месторождений. В своё время было начато строительство. Необходимо реанимировать эти работы.

– За время разработки нового генерального плана мы успели изучить Ульяновск достаточно детально, – говорит Александр Бельский. – С точки зрения специалиста могу сказать, что город соответствует масштабу своего развития. Сейчас работа над документом находится в завершающей стадии.

Город имеет все возможности для позитивного развития в будущем. Хотя, конечно, если говорить о социально-экономическом развитии, нельзя сравнивать столичные города, региональные центры и подцентры, каким является Ульяновск. Можно даже утверждать, что он опережает ряд областных центров по отдельным социально-экономическим показателям и по эффективности работы городских властей. Хочу особо отметить высокий уровень компетенции служб, предоставлявших нам информацию, особенно инженерных служб города. Даже в более крупных городах редко встречаются специалисты столь высокого класса. Представленный проект требует доработки и детализации. Готовый документ будет рассматриваться в первом квартале следующего года.