Расих Гатауллин: «Мы делаем ответственный и смелый шаг»

Федеральный закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” был принят в 2003 году и вступает в действие с первого января 2006 года. За неполные три года в него внесено около 100 изменений и поправок. Складывается впечатление, что его создавали люди, никогда не выезжавшие за пределы Садового кольца. Ведь даже с теми изменениями, которые в него внесены, он далек от совершенства. Понятно, что его реализация потребует от исполнителей поистине героических усилий.

О том, как это будет выглядеть на практике, рассказывает в беседе с нашим специальным корреспондентом заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания Ульяновской области Расих Маулетович Гатауллин.

– В том, что реализация ФЗ-131 породит множество проблем, сомнений, пожалуй, не было ни у кого. Достаточно сказать, что в законе перечислены 27 полномочий, которыми отныне наделяются органы местного самоуправления. Есть вопросы, которые передаются из федерального центра в ведение субъектов РФ, а от них, в свою очередь, – на уровень поселений. Вместе с тем большинство вопросов, касающихся передачи полномочий, особенно в части имущества, продуманными назвать нельзя даже при очень большом желании. Может быть, я ошибаюсь?

– Действительно, когда заходит разговор о полномочиях, встает, прежде всего, вопрос о передаче имущества. Что это такое? Оценка передаваемого имущества, составление технических паспортов, регистрация права собственности, причем в ряде случаев через суды, оформление права собственности на органы местного самоуправления, новая регистрация…

Понятно, что решить в течение нескольких месяцев эти проблемы невозможно, потребуется несколько лет. И это не просто слова. Никто пока не просчитал, во что обойдется проведение ревизий, инвентаризаций, оценка имущества, его регистрация. Несколько российских регионов выступили с инициативой проводить передачу имущества за счет средств федерального бюджета. В этом есть своя логика. Передачи требует закон, следовательно, именно федеральный центр должен обеспечить его исполнение. Но никакого решения по этому поводу пока не принято.

Примерно то же самое можно сказать и по земельным отношениям. Ульяновская область в свое время не воспользовалась ситуацией, когда в рамках федеральной целевой программы проводилась оценка земли для составления картографических описаний и получения кадастровых номеров. Большинство регионов такую работу завершили, а мы оказались в хвосте. Между тем земельный налог является одним из самых значимых. До тех пор, пока проблема не найдет своего решения, мы будем терять доходы, которые помогли бы тем же самым муниципальным образованиям выйти из числа дотационных. Усложняет процесс оформления земель их пребывание в паевой собственности. Предстоит определить и зарегистрировать каждого собственника земельного участка. Без такой работы регистрация земельных отношений видится невозможной. В большинстве случаев вопросы придется решать через суды, куда наши граждане не спешат, считая обращение в судебные органы даже за защитой своих прав “крамольным” делом.

– Президент страны 12 октября текущего года подписал закон, который предусматривает установление переходного периода реализации ФЗ-131 до первого января 2009 года. При этом субъектам РФ делегировано право самостоятельно устанавливать порядок решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований с возложением обязанности по решению части вопросов местного значения поселений на муниципальные районы. Известно, что наша область отказалась от переходного периода и в числе восьми других регионов России, обозначенных как пилотные, с первого января будущего года будет работать в условиях действия ФЗ-131…

– Это очень ответственный и смелый шаг. Были серьезные споры среди депутатов ЗСО, в правительстве области и администрации губернатора, в муниципальных образованиях. В конечном итоге нами был принят закон, в соответствии с которым область передает органам местного самоуправления все полномочия, предусмотренные ФЗ-131, что практически означает переход к жизни в новых условиях. Считаю такой шаг правильным, тем более что региональные законы для реализации ФЗ-131 приняты, депутаты выбраны, главы назначены.

Не исключено, что возникнут проблемы, в первую очередь – финансовые и кадровые. Ведь за оставшийся до первого января месяц все муниципальные образования должны принять и зарегистрировать свои Уставы, разработать и принять бюджет каждого сельского поселения, района, городского округа. Для этого нужны юристы, экономисты, финансисты, которых на нынешний день в большинстве сельских поселений нет. Их надо готовить. С этой целью мы предусмотрели в областном бюджете на 2006 год фонды, такие, например, как компенсаций, муниципального развития, а также субвенции. Было оговорено, что бюджеты поселений на предстоящий год могут быть разработаны с участием областного правительства. Не намерены оставаться в стороне и депутаты ЗСО. Нами конкретно разработан так называемый модельный Устав сельского поселения и района. Члены нашего комитета готовы оказывать помощь исполнительным и представительным органам местной власти в составлении и принятии бюджетов.

Меня могут спросить об экономической выгоде перехода к реализации ФЗ-131 именно с первого января 2006 года. Она вряд ли есть. Один из главных посылов заключался в другом. На самом высоком уровне, в Госдуме и правительстве России, было заявлено, что регионы, начавшие с первого января реализацию ФЗ-131 в полном объеме, могут рассчитывать на дополнительные дотации из федерального бюджета. Кроме того, процесс реализации никого стороной не обойдет. Только рассчитывать тогда на “либеральное” отношение центра и тем более – получение каких-либо дополнительных средств уже не придется. Нельзя забывать и о недавнем прошлом. Наша область однажды уже делала “мягкий” переход к новым рыночным отношениям. Чем он закончился – все мы хорошо знаем. Вот почему решено было «загрузить» муниципалов что называется по полной программе. Думаю, что с работой они справятся, а мы им в этом поможем. Тем более что отступать нам некуда. Не будут справляться? Законами всех уровней предусмотрены смещение с должности муниципальных служащих, которые не справляются со своими обязанностями, а также процедура отзыва из представительных органов власти. Механизм, что скрывать, сложный, но он существует. Не знаю, к радости или к огорчению, но прецедентов отзыва в нашем регионе еще не было. Связано это с тем обстоятельством, что у нас пока не сложились гражданские институты и конструктивная оппозиция, которые могли бы на законном основании влиять на органы государственного управления и самоуправления. По этой причине нет пока что и должного контроля за действиями власти.

– Муниципальные районы и поселения в силу многих причин поставлены в неравные условия. Попробую пояснить. Возьмем поселение Троицкий Сунгур Новоспасского района. На его территории успешно работают и развиваются шесть предприятий. Тем не менее поселение имеет всего 50 процентов собственных доходов, то есть является дотационным. Что же тогда говорить о поселениях, где предприятий нет вовсе, следовательно, нет налогооблагаемой базы и собственных доходов. Как в таких условиях распределять средства фонда выравнивания бюджетов?

– Ваши вопросы лежат в плоскости Закона “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе”. Механизм его реализации отработан на взаимодействии федерального и регионального бюджетов. Нельзя отрицать, что есть поселения, в которых собственные доходы не обеспечивают и десятой доли всех расходов, которые им предстоит нести при выполнении полномочий, полученных по ФЗ-131. Расходы для обеспечения жизнедеятельности населения им будут покрываться из областного бюджета, фонда компенсаций и развития муниципальных образований. Средства для этого есть. Областной фонд поддержки поселений для четырех городов области составляет 120 миллионов рублей, муниципальных районов и городских округов – 700 миллионов. Более 339 миллионов рублей составляют дотации бюджетам муниципальных образований на возмещение расходов по содержанию объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в распоряжение органов местного самоуправления. Средства, передаваемые бюджетам муниципальных образований для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решения других органов власти, составляют 5,64 миллиона рублей, для обеспечения сбалансированности бюджетов – 150 миллионов рублей.

– В чем же стимул? Одни работают, развивают производство, создают новые рабочие места, повышают налогооблагаемую базу и собственные доходы. Другие не живут даже, а существуют в ожидании финансовых подачек, не прикладывая никаких усилий для того, чтобы хоть как-то выправить положение, мол, пропасть нам все равно не дадут. Очень уж сильно похоже на уравниловку.

– Действительно, ФЗ-131 далек от совершенства. Но сразу же хочу сказать, что на выравнивание бюджетной обеспеченности будет выделяться лишь необходимый минимум средств, причем рассчитанных именно только на ту часть населения, которая не «покрывается» собственными доходами органов местного самоуправления. Говоря иначе, у кого больше собственных доходов, тот и будет лучше жить.

Хотя, признаться, и здесь сказывается несовершенство законодательства. Я, лично, сторонник того, чтобы должностные оклады муниципальных чиновников зависели от уровня собственных доходов муниципальных районов и поселений. Тогда не только все население, но и каждый чиновник, работающий в администрации поселения или района, будет кровно заинтересован в том, чтобы помогать предпринимателям развивать производство, собирать в полном объеме налоги, своевременно оформлять все правовые акты, которые способствуют развитию налогооблагаемой базы.

На сегодняшний день, если брать принятый нами Закон “Об установлении предельных нормативов оплаты труда лиц, замещающих отдельные муниципальные должности муниципальных образований Ульяновской области”, такой зависимости, к сожалению, нет. Наблюдается, как вы только что сказали, уравниловка. Несколько успокаивает, что предельные значения уровня зарплаты определяются только для тех муниципальных образований, которые являются дотационными. Если же какое-то муниципальное образование будет способно самостоятельно обеспечивать собственными доходами всю расходную часть своего бюджета и не станет претендовать на субвенции, у него появится возможность снять все ограничения на оклады муниципальным служащим. Думаю, однако, что мы непременно продолжим работу с правительством области и администрацией губернатора по совершенствованию упомянутого мной закона.

– Когда появится возможность дифференцировать оклады муниципальных служащих, встанет вопрос: где взять на это деньги, если в бюджете они расписаны до рубля?

– С любых дополнительных собственных доходов можно и нужно отчислять соответствующие проценты на поощрение муниципальных служащих. Такие доходы появляются в бюджете благодаря развитию производства, малого и среднего бизнеса. При этом увеличивается налогооблагаемая база, и меньше людей претендует на социальную помощь, потому что начинают сами себя обеспечивать. Такие нормы, как поощрение муниципальных служащих, преду-смотрены, например, в Мордовии. Мы, полагаю, сможем перенять все самое лучшее у наших соседей, до тонкостей изучить возможности развития экономики нашей области и принимать законы, которые будут этому способствовать.

– Какова, на ваш взгляд, степень готовности нашего региона к работе в условиях ФЗ-131?

– Степень такой готовности можно будет определить лишь через несколько месяцев после начала работы в новых условиях. В любом новом деле невозможно заранее предусмотреть все нюансы. Самой сложной проблемой, которая не может быть решена в короткие сроки, остается, как уже было сказано, процедура регистрации и передачи имущества. У нас 167 муниципальных образований, в каждом из них имеется как минимум 10 объектов, подлежащих передаче. На большинство нет никаких документов, их нужно будет восстанавливать и подтверждать право собственности в судебном порядке. Это длительный процесс.

По тем проблемам, которые касаются дальнейшей деятельности муниципальных образований, принимаются самые активные меры. Это правильно. Надо уже сегодня делать все возможное для того, чтобы завтра нерешенных вопросов оставалось как можно меньше.