Оптимизация ЖКХ: первый этап пройден успешно

Передача жилищно-коммунального хозяйства в частные руки – сегодня это одна из самых актуальных тем, которая активно обсуждается в средствах массовой информации. Власти нашего региона сделали первый шаг в этом направлении – обслуживанием жилого фонда в Ульяновске теперь наряду с муниципальными предприятиями занимаются «частники». О том, каковы первые результаты оптимизации отрасли, мы беседуем с первым заместителем министра ЖКК и ТЭР области Андреем Пашенцевым.

– Андрей Борисович, к какой структуре управления жилищно-коммунальным комплексом Ульянов-ска мы пришли сегодня?

– Оптимизация структуры управления жилищно-коммунального комплекса областного центра практически завершена. Она происходила по принципу разделения функций между управляющими компаниями и организациями, на которые легло непо-средственно содержание жилого фонда. На сегодняшний день мы имеем оптимальную схему: это 6 управляющих компаний, численность административно-управлеченского персонала которых сократилась с 700 до 350 человек, и частные подрядные организации, которые работают на договорных отношениях с управляющими компаниями и обслуживают 100% жилого фонда города.

Механизм взаимодействия этих структур вырабатывался нами долго и упорно. Не секрет, что, как и в любом новом деле, здесь не обошлось без проблем: в первые же месяцы сложились большие задолженности некоторых управляющих компаний перед подрядчиками. Но благодаря оперативному вмешательству губернатора и правительства области проблему удалось решить. На сегодняшний день все имеющиеся задолженности полностью погашены.

Надо сказать, что по результатам подготовки к отопительному сезону новая структура ЖКХ себя полностью оправдала. В основном работы по подготовке жилого фонда Ульяновска к зиме выполнены своевременно и качественно.

– Реформированию подверглась и аварийно-диспетчерская служба. Качество услуг от этого не пострадало?

– Нисколько. Даже наоборот, появилось множество преимуществ. В Правобережье создана Единая аварийно-диспетчерская служба – Центр, которая объединила в себе службы Ленинского, За-свияжского и Железнодорожного районов. В ближайшем будущем ЕАДС будет создана и в Заволжье. В результате этого объединения управляющие компании освободились от невостребованных активов – площадей, техники, людей. Кроме того, удалось значительно снизить себестоимость услуг аварийной служ бы, соответственно снизились и тарифы для населения: ранее услуги «аварийки» стоили от 0,35 рубля за кв.м, а теперь – от 0,28 рубля за кв.м. И при этом, заметьте, качество работ нисколько не ухудшилось. Есть и еще ряд преимуществ: теперь объединенная аварийная служба работает не в убыток себе, а с определенным доходом. Заработанные деньги будут вкладываться в обновление техники, в развитие организации. К тому же, если раньше ответственность за некачественно выполненные «аварийкой» работы ложилась на управляющую компанию, то сейчас за качество услуги отвечает непосредственно сама служба. Так что теперь и отношение к заказу у аварийной службы иное – добросовестное.

– А могут ли ульяновцы сами выбирать, с кем за-ключить договор на обслуживание жилого дома?

– Ну, прежде всего надо сказать, что среди подрядных организаций, с которыми за-ключает договоры управляющая компания, проводится конкурс. Выбирают тех подрядчиков, которые гарантируют качественное и своевременное выполнение работ. Если организация работает спустя рукава – договор с ней расторгают, и такие прецеденты уже были. На место «слабых» частников пришли новые, которые хотят и могут работать на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Выбрать подрядчика могут и сами жители, если они входят в товарищество собственников жилья.

Кстати, вне зависимости от выбора подрядчика цены на услуги ЖКХ для населения остаются неизменными. Тарифы определены думой города Ульяновска, и никаких дополнительных надбавок здесь быть не может.

– В районах области оптимизация ЖКХ будет проводиться по такой же схеме, как и в Ульяновске?

– Работа по оптимизации структуры управления ЖКХ в районах области уже ведется. Правительством области разработана оптимальная схема – это управляющая компания в каждом муниципальном образовании и подрядные организации, работающие на договорных отношениях. Планируется, что новая структура будет введена во всех районах с 1 января 2006 года.

Источник: Ульяновская правда

Дата: 9.12.05

Заголовок: Его опыт должен быть востребован

Текст:

Нисколько не ошиблось руководство Чердаклинского района, назначив 35 лет назад Г.П. Салая начальником комбината коммунальных предприятий. Так тогда именовалось нынешнее муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства р.п. Чердаклы. Спасение Яика

С Геннадием Прокопьевичем мне пришлось встретиться впервые в 1975 году, когда я как работник управления «Облводоканала» приехал в рабочий поселок для «утряски» на месте ряда вопросов по проекту общепоселковых очистных сооружений хозбытовой канализации. Дело в том, что архитекторы и проектировщики решили их разместить возле спиртзавода на берегу озера Яик, из-за чего и возникло множество вопросов.

– Построить на болоте проще, а вот как потом их эксплуатировать, когда кругом будет вода?! – гневно выпалил Геннадий Прокопьевич, едва я вошел в его кабинет…

Вскоре этот проект стали рассматривать в областной плановой комиссии. Председатель комиссии Н.И.Кохов, узнав о мнении Г.П.Салая, предложил вообще отказаться от строительства очистных сооружений в Чердаклах, а сточные воды поселка направить по трубам на очистные сооружения нового города. Так и поступили. И уже около 20 лет хозбытовые сточные воды р.п. Чердаклы проходят очистку в Ульяновске. Попутно забираются и сточные воды поселка Мирный. Вот таким образом были сэкономлены огромные средства, да и озеро Яик – достопримечательность поселка – и речка Урень избежали «приема» инородных вод…

Кстати, данная действующая система канализации позволяет принять сточные воды еще и р.п. Старая Майна и других ближайших сел. Экономический, а тем более экологический эффекты будут немалые…

Стремительное перевооружение

Геннадий Прокопьевич родился 70 лет назад и всю свою сознательную жизнь проживает в родных Чердаклах. Он окончил финансово-экономический техникум в Москве, а затем работал в финансовых органах района и в аппарате поселковой администрации, именуемой тогда сельским советом. Как активному и энергичному работнику ему поручили заведовать коммунальным хозяйством райцентра. В то время коммунальная служба в райцентрах и рабочих поселках практически только зарождалась. Все приходилось начинать, как говорится , с нуля.

Как раз в то время стали выделяться огромные средства на благоустройство, жилищное строительство, водоснабжение, электрификацию, газификацию и т.д. Многоквартирные жилые дома с центральным отоплением, водоснабжением и канализацией росли, как грибы после дождя. На улицах поселка стали появляться цветники, тротуары и дороги с асфальто вым покрытием, другие элементы городского быта.

За каких-то 10-15 лет Чердаклы «шагнули» на целое столетие вперед, превратившись из провинциального села в настоящий поселок городского типа – со всеми атрибутами современного города. И в этом огромная заслуга Геннадия Прокопьевича как руководителя жилищно-коммунальной службы и как активного участника этих процессов.

Новое благоустроенное жилье, многочисленная техника и инженерные сооружения коммунального назначения потребовали внимания и надлежащего содержания. Возросла численность работников комхоза, в основном за счет специалистов технического профиля, коих отродясь не было в поселке: машинисты насосных станций, операторы газовых котельных, водители спецтехники и т.д.

Перевооружалось коренным образом жилищно-коммунальное хозяйство поселка, а вместе с ним и росло профессиональное мастерство его руководителя, улучшилась производственно-бытовая культура предприятия. Если раньше техническая база и контора располагались где-то на задворках, то теперь – в отдельном, довольно приличном кирпичном здании. Здесь же несколько ранее построили гаражи для автотракторной техники, пилораму и столярный цех. Из убогих помещений переместились в добротные и просторные баня и котельная.

Все эти здания «выросли» и техническое перевооружение произошло так быстро, что руководство бывшего Облупржилкомхоза (Б.Н.Козлов-ский) провело в 1977 году на базе Чердаклинского комхоза семинар по обмену опытом с руководителями коммунальных предприятий райцентров и рабочих поселков области. Чердаклинский опыт, а вернее – опыт и инициатива Г.П.Салая стали примером для дру гих коммунальщиков области.

Вскоре появились благоустроенные производственные базы жилищно-коммунальных хозяйств в Николаевке, Старой Кулатке, Ново- спасском, Кузоватове, Тереньге, Вешкайме, Майне и других райцентрах.

На своем месте

В конце восьмидесятых годов прошлого века по указке «сверху» в области были ликвидированы отраслевые управления по водоснабжению, канализации, теплоснабжению и электроснабжению. Тогда-то в рабочих поселках и райцентрах все коммунальные службы объединили, и Геннадию Прокопьевичу как руководителю вновь созданного жилищно-коммунального комплекса пришлось осваивать еще и профессии электрика, теплотехника, газовика и т.п.

За время работы Геннадия Прокопьевича в должности руководителя комхоза в райцентре сменились более 10 руководителей района. И со всеми он срабатывался. Каждый новый руководитель знал, что Г.П.Салай – на своем месте, а если и ставил «неудобные» вопросы, то значит – так и надо.

Характерно, что он не признает лести и подхалимства. Со всеми, с кем ему приходится работать, будь то простой рабочий или руководитель рангом выше него либо клиент, он выстраивает доверительные и деловые отношения. Возникновение конфликтных ситуаций умеет «гасить» в самом начале, используя образные русские народные пословицы и поговорки. Причем каждый раз новые, доселе мало кому известные…

И «рынок» не страшен

И вот, как снег на голову, на нас рухнули «благодатные» псевдорыночные времена, когда в одночасье ушли в прошлое дотации, лимиты, планы и другие элементы плановой экономики. Однако переход к рынку нисколько не озадачил Геннадия Прокопьевича. Наоборот, он стал в рыночных условиях более мобилен в своих действиях.

Пригодились и финансово-экономические знания, полученные давным-давно во время учебы в техникуме. Он так поставил работу своего предприятия, так выстроил взаимоотношения с клиентами, подрядчиками, заказчиками и получателями коммунальных услуг, что как будто и не было и нет экономических «кульбитов» в стране: зарплата по меркам райцентра сносная, выдается вовремя, долгов по ней нет, нет и долгов по налогам. Жилищные и коммунальные услуги населению предоставляются в полном объеме. Жилье и производственные объекты ЖКХ зима никогда не «заставала» врасплох.

Из-за непомерно высоких тарифов электроэнергия стала самой затратной статьей расходов ЖКХ поселка. Чтобы упорядочить ее потребление, с ужесточением внутреннего контроля параллельно электросчетчикам ООО «Ульяновск-энерго» энергетики ЖКХ на границах раздела установили свои счетчики. И сразу же почти в пять раз снизились в поселковых сетях «потери». Расход электроэнергии теперь укладывается в технически регламентированные объемы, а коммунальное хозяйство избавилось от излишних вы-плат.

Это надо заслужить!

Директор муниципального унитарного предприятия ЖКХ Г.П.Салай пользуется заслуженным авторитетом не только у работников комхоза, но и у населения р.п. Чердаклы. А ведь это надо заслужить – своим трудом, честным отношением к работе, к исполнению обязанностей руководителя. В такой многогранной отрасли, каким является далекое еще от совершенства нынешнее жилищно-коммунальное хозяйство, трудно угодить на всех и во всем. Тем более не всегда, а вернее – всегда эта «забытая богом» наиважнейшая сфера жизнедеятельности человека, и особенно в нынешнее время, испытывает многочисленные трудности. Вместо реальной помощи порой следуют нападки «ретивых реформаторов». Тем не менее предприятие уже четвертый год занимает первое место по области в своей отрасли по всем показателям.

Г.П.Салай – единственный в области руководитель поселкового ЖКХ, который успешно проработал столь длительное время в должности директора такого проблемного предприятия – более 35 лет. Он не позволил раздробить успешно работающий жилищно-коммунальный комплекс поселка, как это сделали в ряде других райцентров области, на мелкие «предприятия». Доказав тем самым, что нужно только эффективно работать, укреплять трудовую, исполнительскую дисциплину и думать прежде всего о людях, которым эта служба служит, а не заниматься «перетряской» малопрофессиональных исполнителей, реализуя чьи-то далеко не бескорыстные интересы…

Геннадий Прокопьевич – почетный работник ЖКХ Российской Федерации. В эти дни ему исполняется 70 лет. Свой день рождения Геннадий Прокопьевич встречает в добром здравии. Мы, коллеги-коммунальщики, бывшие и настоящие, поздравляя его с юбилейным днем рождения, желаем, чтобы при реформировании ЖКХ его опыт был востребован.