Со старшеклассниками только на «Вы»

Когда-то директор ульяновской школы-гимназии № 1 Сергей Александрович Ставский был учителем физики. Да так вел уроки, что даже не любившие этот предмет ученики начинали проявлять к нему искреннее любопытство! Затем его повысили: стал преподавать в УГПИ. Но… 12 лет назад Ставский все-таки бросил престижную работу и вернулся в школу. Теперь уже директором. Жить, работать для детей и быть вместе с ними — для Сергея Александровича главное в жизни.

— Не жалеете о выборе прошлых лет?

— Нисколько. Для доцента пединститута уход в школу означал полный отказ от научной работы и более высокой зарплаты. Однако я согласился и благодарен за это судьбе.

— А как же наука?

— На основе практического опыта может быть создана не одна, а несколько интереснейших диссертаций. Только садись и пиши.

— Нет желания?

— Нет времени. Школа — как ребенок, которого все время нужно опекать. Отслеживать, что у нее болит. Решать, что требует немедленного вмешательства, а с чем можно и подождать.

— Слушаю вас и отчего-то представляю обыкновенную сельскую школу…

— Мечтаю о том времени, когда мы сможем приблизить сельские школы к уровню городских. И согласен с Толстым, который открывал школы и повторял, что хочет успеть спасти будущих Пушкиных, Лермонтовых, Остроградских… Да что мы о талантах! Меня тревожит, что за последние годы в стране появились беспризорники. А великовозрастные парни заявляют, что не хотят учиться, потому что это им не пригодится.

— Насколько изменился состав педколлектива?

— Изменился не состав, а возраст. Мы выросли профессионально, стали единомышленниками, на этом и держимся.

— Какие черты, на ваш взгляд, несовместимы со званием учителя?

— Меня огорчало, когда в младших классах сталкивался с жесткостью педагогов по отношению к детям. Это недопустимо. Малыши еще нуждаются в маме, которую и должна на время учебы заменить учительница. Как-то наш педагог Раиса Михайловна сказала, что в школе главный человек — это ребенок и все должно вертеться и крутиться вокруг него. И она права. Нельзя выгонять детей с урока, даже если они мешают другим, надо пытаться найти с ними общий язык. Нельзя грубить детям, унижать их. Я, например, к старшеклассникам обращаюсь только на «вы». Потому что в каждом из них вижу личность. Мы выбрали эту профессию и должны жить соответственно.

— Помню, вы и ваши дети выпускали домашние стенгазеты. Неужели ушла эта прекрасная семейная традиция?

— Газеты не то что «ушли» — их стало меньше. К тому же сейчас дети выросли. Сегодня с нами нет даже младшей — Зоси. Она учится в Москве. Старший сын Андрей живет отдельно. Дочь Анна подарила нам чудесную внучку Еву, и моя жизнь словно обрела второе дыхание. В годы директорства из-за нехватки времени воспитание стало «телефонным». А сейчас перешел на «компьютерное» воспитание: например, с Зосей общаюсь по электронной почте. Причем чаще стихами, чем прозой.

— Наметила задать вопрос о хобби и вдруг подумала, что знаю ответ: дети, внучка?

— Конечно, это мои сильнейшие увлечения. Хотя иногда хочется вернуть годы молодые, когда мы с Галиной Николаевной занимались бальными танцами. Несмотря на свои польские корни, обожаю русские народные песни. Люблю телевизионную передачу «Играй, гармонь любимая!», с удовольствием слушаю классическую музыку (Андрей приучил). Очень ценю балет, фигурное катание. Буду неискренен, если не скажу, что люблю всех детей. Убежден, что нет плохих детей. Есть те, кому в нужный час и в нужную минуту никто не протянул руку помощи. Угадать, когда именно это надо сделать, по силам каждому учителю, причем каждый день. И тогда все мы станем лучше, а мир вокруг наших детей изменится.