Нужны ли

счетчики в такси?!

Каждый из нас, бывает, куда-то спешит. Оптимальный вариант не опоздать — воспользоваться услугами такси, которых сейчас в Ульяновске превеликое множество.

Хочешь тебе «Такси-карета», хочешь — «Такси-вояж»… Домчит без проблем в любую точку города. Радуясь быстрой «доставке», многие из нас, не задумываясь, платят водителю столько, сколько он просит. Ведь практически ни в одном из новоявленных «фирменных» такси нет счетчика. Но нужен ли он вообще или без таксометра такси уже и не такси вовсе? С этими вопросами корреспонденты «Народной газеты» обратились к рядовым ульяновцам и специалистам.

— В любом толковом словаре русского языка написано, что «Такси — это таксомотор-автомобиль для перевозки с оплатой по счетчику (таксометру), — рассказывает ветеран «Ульяновскавтотранса» Александр Усольцев. — Таксометр — контрольный аппарат-счетчик на автомобиле (такси), показывающий пройденный путь и причитающуюся плату за провоз пассажиров». Он ведет учет доходов нарастающим итогом с момента его установки на автомобиле. Такое было и в советские, и в перестроечные времена. Выезд на линию без исправного счетчика и провоз без его включения считались грубейшим финансовым нарушением.

Увы, ни в одном автомобиле работающих сейчас частных фирм таких счетчиков-таксометров просто нет (хотя они и производятся отечественной промышленностью). Нет в городе и строго установленного тарифа на проезд в такси. Это позволяет автоизвозчикам назначать цену за проезд как вздумается.

Отсутствие счетчиков в автомобилях можно объяснить двумя причинами. Первая — получить единый налог на вмененный доход намного проще, чем организовать персональный учет и контроль показаний счетчиков. Вторая — отсутствие необходимой инициативы и нетребовательность со стороны органов по защите прав потребителей.

Мировая практика развитых стран свидетельствует о том, что тарифы на такси устанавливаются местными органами власти. Ведь любой частный предприниматель (владелец магазинов, мастерских и т.д.) платит земельный налог или арендную плату за территорию, на которой он занимается предпринимательством. У таксистов такая территория — все улицы города, однако с них городские власти ни земельный налог, ни арендную плату не берут. Но взамен оставляют за собой право устанавливать тариф, который должен учитывать как интересы перевозчиков (рентабельность, безубыточность), так и интересы пассажиров (ценовая доступность, комфортность).

Без счетчика и утверждаемого тарифа работа таксистов больше смахивает на работу «леваков в законе». «В законе» потому, что у них есть все документы, разрешающие заниматься частным извозом. А «леваки», поскольку имеют часть доходов, не облагаемых налогом. Да, таксисты платят единый налог на вмененный доход, но соответствует ли он их фактическим доходам? Только введение счетчиков ликвидирует это несоответствие.

Нынешние автомобили-такси необходимо превратить в профессиональные. Для этого понадобится правовая база, регламентирую щая их работу, которую должен создать транспортный отдел мэрии, так как такси — в основном внутригородской транспорт.

— После того как страна начала жить в рыночных условиях, рынок перевозок на легковых автомобилях заняли частники. — Прокомментировали ситуацию с частными такси председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи мэрии Ульяновска Олег Барабанов и заместитель руководителя управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области федеральной службы по надзору в сфере транспорта Вячеслав Беспалов. — По областному закону такие частники платят в казну налоги на вмененный доход. Так их проще и платить, и собирать. Аналогичная картина и в других регионах.

При нынешнем федеральном законодательстве перевозчиков невозможно обязать установить таксометры (счетчики) и возить людей по определенному тарифу. Тем более что во всех регионах расценки на доставку пассажиров частниками разные. В Тольятти, например, дешевле, чем у нас.

Как только на федеральном уровне будет разработана юридическая база по поводу введения тарифов и установки таксометров, оплата за услуги нынешних такси будет браться цивилизованно. Как, впрочем, и налоги. Так живут все развитые страны, где законом четко регламентируются все виды деятельности по доставке пассажиров, включая квоты, тарифы и прочее.

В мэрии Ульяновска изучается опыт в этом направлении. В настоящее время готовится проект-положение о деятельности таксомоторов, где будет предусмотрен порядок ее организации.