Волжский мост: в 2006 году объемы финансирования вырастут

Если смотреть со стороны на строящийся новый мост через Волгу, может показаться, что жизнь здесь замерла. Между тем это не так. В уходящем году мостовики соорудили металлическое пролетное строение правобережной эстакады. Разработали 430 тысяч кубометров грунта. Поставили пролет 18-19 и подошли к опоре № 8 по навесному монтажу пролетного строения 8-9. Смонтировали 30 процентов пролета на стапеле. Говоря иначе, 650 миллионов рублей, выделенных федеральным центром в текущем году на строительство моста, и 34,2 миллиона рублей, приходящих из областного бюджета в качестве средств софинансирования, подрядчиками практически освоены.

Еще больше предстоит сделать в наступающем 2006 году. Об этом шел разговор на недавнем совещании у губернатора Сергея Морозова. Планы действительно впечатляют. Надо будет завершить строительство коллектора сброса в оползневой зоне правого берега. Провести выемку 620 тысяч кубометров грунта, пластовый дренаж и трассирование. На эти работы потребуется 140 миллионов рублей. Коллектор предполагается сдать во временную эксплуатацию: он не должен простаивать, потому что оползни надо останавливать. С этой целью будет проводиться по конкурсу поиск эксплуатирующей организации. С учетом того, что оползневые явления имеют постоянный характер, намечено просить Минтранс РФ заложить средства на эксплуатацию коллектора. Есть предварительная договоренность с федеральным Агентством природных ресурсов, которое занимается оползнями, о выделении 160 миллионов рублей. Для этого требуется, чтобы у департамента автомобильных дорог Ульяновской области были в наличии документы, включающие в себя работы по укреплению нижней оползневой зоны первого пускового коллектора моста, требующие около 400 миллионов рублей. Некоторая проектно-сметная документация есть, она заложена в титуле моста. Другое дело, что ее надо срочно отправлять в Москву для окончательного решения многих вопросов.

Но это только небольшая часть планов. Мостовикам предстоит закончить левый борт выемки и часть правого борта, собрать, покрасить и смонтировать в левобережье пролетное строение 19-20 массой в одну тысячу тонн из металлоконструкций, стоимостью 260 миллионов рублей. Еще 155 миллионов рублей потребует монтаж на стапеле пролетного строения 4-5 весом 1240 тонн.

Много больше, 440 миллионов рублей, предполагается потратить на полунавесной монтаж пролета 2-2а с объемом металлоконструкций 3510 тонн и сооружение опоры № 2а емкостью 1879 кубометров железобетона. Монтаж пролета 2-2а компания “Волга-мост” намерена начать уже в феврале будущего года с тем расчетом, чтобы в летний период его можно было “положить” над водой.

Примерно 35 миллионов рублей пойдут на завершение полунавесного монтажа пролета 8-8 из металлоконструкций массой 1100 тонн, который в текущем году не удалось “положить” на опору по погодным условиям.

Не оставят мостовики без внимания и левобережную эстакаду. Здесь часть работ по насыпи и выемке грунта уже сделана, их надо будет продолжить, тем более, что объемы ожидаются небольшие.

Теперь о самом больном вопросе, то есть финансировании. Уходящий год ожиданий на его увеличение не оправдал. Но, похоже, ситуация меняется к лучшему. Прежде всего, изменилось софинансирование. Раньше оно было в такой пропорции: 70 процентов – федеральный центр, 30 процентов – область. Отныне финансирование из Москвы будет составлять 95 процентов и только пять – из области. Кстати, деньги на софинансирование в областном бюджете уже заложены.

Следует особо отметить, что активная деятельность губернатора и областного правительства в этом плане дает, как видим, свои результаты. Появилась общая заинтересованность, прежде всего на уровне центра, в том, чтобы мост был достроен. Президент страны Владимир Путин, будучи в Казани, еще раз подтвердил свое жесткое указание о завершении строительства первой очереди мостового перехода к 2009 году.

Финансирование строительства моста из федерального бюджета на 2006 год увеличено до одного миллиарда рублей. Этого недостаточно. Москва до сих пор не может избавиться от сомнений в том, что наша область способна осваивать большие объемы финансирования. Между тем конструкция моста, технологические решения строительства позволяют подрядчикам, в нашем случае компаниям “Волга-мост” и “БСК Санкт-Петербург”, осваивать до 3,3 миллиарда рублей в год. Остается одно: очень быстро выполнить работы на выделенный миллиард, показать при этом качественные результаты и попытаться “нарастить” объем финансирования до полутора, а то и двух миллиардов рублей. Тем более, что мостовикам позарез требуются 700 миллионов рублей к уже выделяемым суммам, которые позволят без особых проблем выдержать график строительства моста в предстоящем году. Подрядчики вкладывают в мост свои оборотные средства и работают без аванса. “БСК Санкт-Петербург”, например, прокредитовала стройку на 104 миллиона рублей. Но этого мало. Надо искать другие пути и возможные источники финансирования.

Впрочем, “поскрести по сусекам” предстоит и у себя. Вот лишь один штрих. На совещании было сказано, что на строительство моста из областного бюджета планируется выделить на 2006 год 93 миллиона рублей. Из них 60 миллионов пойдут на долевое финансирование по адресной инвестиционной программе, 20 миллионов – на разработку проектно-сметной документации по строительству мостового перехода, шесть миллионов – на исследования и изыскания оползневого склона. Последним проходит пункт о разработке бизнес-плана для привлечения инвестиций по программе частного партнерства. У губернатора этот пункт вызвал вопросы. Его интересует, почему так дорого стоит этот бизнес-план. Что он нам дает? О каких частных инвестициях может идти речь, когда на строительстве перехода заняты “Волга-мост” и “БСК Санкт-Петербург”? Мы хотим, чтобы они ушли, а на смену им появились частные инвесторы? Этого не будет. Никто не станет “проталкивать” наш мост в инвестиционный фонд Минэкономразвития. Может оказаться так, что семь миллионов рублей будут буквально выброшены на ветер. После некоторого обсуждения принимается решение, направить эти деньги на ремонт и содержание дорог общего пользования.

Сергей Морозов подводит итоги совещания. Надо искать 700 миллионов рублей. Договариваться окончательно с федеральным Агентством природных ресурсов. Проводить переговоры с подрядчиками по финансовым проблемам. Следует вывод: удастся это сделать – значит, можно надеяться, что задачи 2006 года по строительству моста будут выполнены.