Растем!

Нынче промышленность нашего региона сделала рывок с прошлогоднего 14-го места в Приволжском федеральном округе по объемам производства на шестое! По прогнозам, это 107 процентов к 2004 году. Но на пресс-конференции заместитель председателя Правительства Ульяновской области по развитию реального сектора экономики Александр Пинков предпочел больше внимания уделять еще не решенным проблемам.

— Я бы не сказал, что достигнуты серьезные результаты, — подчеркнул вице-премьер. — Недостаточен уровень загрузки производственных мощностей, неэффективно используются трудовые ресурсы. Надо повышать уровень зарплаты в промышленности, строительстве, крупном и малом бизнесе, увеличивать сбор налогов в реальном секторе экономики, активнее заниматься городским транспортом и дорогами в Ульяновске, строительством моста.

Однако нынешний год выявил главное — наличие внушительных ресурсов в регионе, совсем еще недавно числившемся среди депрессивных. К примеру, объем продукции и услуг составил 61, 6 млрд. рублей против 41 млрд. в 2004 году: завидный прирост, по темпам опережающий общероссийский результат! Как отметил Александр Пинков, значительную долю успеха обеспечило увеличение добычи полезных ископаемых. Из недр земли извлечено 800 тысяч тонн нефти. Прогноз следующего года еще смелее — выйти на миллион тонн, чтобы попасть в первую десятку нефтедобывающих регионов России.

И можно ли не заметить труд энергетиков, впервые за многие годы обеспечивавших горожан горячей водой даже летом! Но чтобы это произошло, немало трудов положили и областные власти, и мэрия Ульяновска.

Итак, на карте региона появились точ-ки роста. Наконец-то «встает на крыло» ЗАО «Авиастар-СП». Год назад победой казался выпуск двух самолетов. Производство продукции оценено в полтора миллиарда рублей. Нынче в небо взмыли уже четыре авиалайнера, принеся 2, 7 миллиарда. Рубеж следующего года — производство семи самолетов (или даже восьми, если расщедрятся китайцы).

Ульяновский автозавод освоил выпуск

нового внедорожника «УАЗ-3163» Патриот», соответствующего жестким требованиям стандартов «Евро-2». До конца года с конвейера сойдет 5, 5 тысячи вполне конкурентоспособных вездеходов. А в наращивание мощностей на подготовке производства машин вагонной компоновки (автобусов, «санитарок») к требованиям «Евро-2» инвестировано 500 млн. рублей. Чтобы освоить эти стандарты, предстоит заняться установкой дизельных двигателей. Что ни говори, а Россия уже в полушаге от вступления во Всемирную торговую организацию, которая диктует совершенно новые представления о качестве продукции.

Выходит «УАЗ» на российский рынок и с абсолютно новой для него продукцией. Это высокопрочный чугун, выплавляемый в двух новых печах. Отныне КамАЗ, ВАЗ и другие гиганты индустрии будут заказывать чугун и у металлургов УАЗа.

В легкой промышленности пока наблюдается спад производства (95, 5 процента к прошлогоднему). Сказывается перенасыщение рынка дешевыми товарами, ввозимыми из Китая и Турции и не соответствующими сертификатам качества.

Однако и в этой отрасли есть свои лидеры. Реконструкция производства на фирме «Эле-гант» обошлась в 200 млн. рублей. Зато теперь костюмы с маркой предприятия соответствуют европейским и американским брэндам. На барышской фабрике «Октябрь» готовятся к выпуску костюмной ткани. Инвестиционный проект, также потребовавший свыше 200 млн. рублей, прибавит тысячу рабочих мест и увеличит налоговые платежи. А 40 тысяч джемперов фабрики «Русь» уже «покорили» избалованных международным вниманием потребителей США. Конечно, пришлось изрядно повозиться с внедрением современной технологии и критериев качества, но теперь «Русь»— не новичок на мировом рынке.

«Проектом века» можно назвать металлургический комбинат, возводимый в Заволжье рядом с «Авиастаром». Электропечи, отвечающие всем требованиям экологов, будут использовать металлолом и чугунные слябы для выпуска проката по итальянской технологии. Чтобы оценить объемы производства «новорожденного», пуск которого намечен на конец 2008 года, сравним его восемь миллиардов годовой продукции с лидирующим сейчас по этой позиции УАЗом (12 млрд. ) и ДААЗом (6 млрд. ). В трудоизбыточном Заволжье получит рабочие места тысяча человек, а в областной бюджет будет ежегодно вливаться 600-700 млн. рублей.

— Вы уверены, что при Губернаторе Сергее Морозове будет построен новый мост через Волгу? — атаковали Александра Пинкова журналисты.

— Лично у меня в этом нет никаких сомнений, — заверил прессу вице-премьер. — Если в 2004 году на строительстве моста было освоено 200 миллионов рублей, то в 2005-м — свыше 700 миллионов. Рубеж следующего года — свыше одного миллиарда рублей, или монтаж двух с половиной пролетов. Причем надеемся, что к этой сумме приплюсуют около 500 миллионов. Хотим договориться с Минтрансом о выделении объекта в отдельную целевую программу при гарантиях финансирования из федерального бюджета.

Не забыты и пробки, ставшие хроническим недугом старого моста. Губернатор подписал план комплексных мероприятий, насчитывающий около 40 пунктов и, конечно же, предусматривающий конкретные сроки исполнения и ответственных за эту работу. В «Народной газете» уже сообщалось об этом плане. В частности, говорилось о намерениях расширить полосу движения для машин, следующих из Заволжья, посредством устройства «карманов» для остановки маршруток и автобусов. Тогда транзитный транспорт не застрянет в пробках.

2005 году есть что передать своему преемнику. И прежде всего — настрой на серьезную работу по развитию экономики региона. Темп уже задан и потребует огромных усилий от тружеников ульяновской индустрии.

Вячеслав ОТПУЩЕНКО