Работа по письмам

К нам в редакцию на моё имя приходят письма, звонят по телефону читатели. Бывает, что люди приезжают из отдалённых районов, чтобы поблагодарить за смелые публикации на сельскую тематику и поделиться своими бедами или проблемами. После таких писем, звонков и бесед могу уверенно сказать, что жизнь на селе безудержно несётся в пропасть, хотя, по отчётам районных и областных чиновников и по газетным публикациям в районках, она процветает, просто сельчане не понимают этого и продолжают воспринимать действительность в сером цвете.

Вот передо мной письмо из Барыша. В который раз члены местной общественной организации охотников и рыболовов жалуются на стиль работы и отношение к людям специалиста отдела охотничьего надзора, главного охотоведа Барышского района В.П. Белозёрова. Трижды только наша газета писала об этом чиновнике. Но воз и ныне там. И дело не в том, что, как пишут наши читатели “в нашей чиновничьей стране справедливости не добьёшься: чиновники друг за друга горой”. Отчасти это так. Тем более, что, опять же судя по письмам читателей, куда они только ни обращались, какие только комиссии у них ни работали. Ещё летом в статье “Чиновники – особая нация” я наглядно писал, как исполняют свои обязанности те, кто призван проверять работу чиновников на местах. “На то и щука в озере, чтобы пескарь не дремал”, – говорит народная мудрость. Однако эта самая щука стала в наше время слишком уж лояльна к мелкой рыбёшке. Наверное, стала сыта другой пищей, поэтому пескарь осмелел и, на почве вседозволенности и попустительства, окончательно обнаглел. И вот результат: сколько народ ни бьётся за торжество той самой справедливости, никаких положительных сдвигов нет.

Но вернусь к тому, с чего начал – к письмам и звонкам читателей, которые зачастую бывают … анонимны. Обращающиеся очень красочно обрисовывают плачевное состояние своего села или хозяйства, в котором работают, обзывают местное руководство последними словами, обвиняя его во всех смертных грехах. Как правило, все послания заканчиваются просьбами о помощи. Зная специфику нашей газеты – остро и бескомпромиссно отражать существующее положение вещей, люди надеются, что корреспондент приедет и наведёт порядок. Во-первых, этим не занимается ни одна газета. Задача любого СМИ – выявить проблему, проверить соответствие подготовленных к публикации материалов действительности и сделать саму публикацию. Во-вторых, всякая “независимая” газета (“СИ” независима от бюджета и зависима от своих читателей) не защищена от преследования тех самых чиновников, которым не нравится, чтобы мы разоблачали их и развенчивали в глазах народа. С помощью правоохранительных органов, лояльно относящихся к чинушам, они пытаются расправиться с журналистами и СМИ в целом. Чем обернулась лично для меня моя смелость в публикациях про бывшего главу Старокулаткинского района, знаю только я сам. Это стоило мне нескольких лет жизни и невосстанавливаемой потери здоровья. А почему так получилось? Да всё по той же причине: напишут нам письмо или позвонят по телефону, не называя себя, помогите, мол, спасите, а, если дело дойдёт до судебного разбирательства, то разбирайтесь сами, никому не жалко. Кстати, чиновники реагируют на острые публикации лишь тогда, когда статьи задевают лично их. Вместо того, чтобы объективно оценить обстановку и хоть как-то исправить её, они начинают выяснять отношения со СМИ и с самими журналистами. Уверенные в том, что есть вещи, которые трудно доказываются в суде, к примеру, самодурство, непорядочность или болезненная тяга к власти, они смело обращаются за защитой чести и достоинства в суд, потому что свидетели их безобразий идти туда боятся. Недаром существует истина, что бороться со злом возможно только сообща. А если читатели предоставляют эту возможность любимой газете, которую они с удовольствием читают и которой верят, то ничего, кроме досадного конфуза, из этого не выйдет.

Приходят и подписанные письма. Вот приехал я однажды по такому письму в Старое Погорелово Вешкаймского района. Те люди, на которых в нём была ссылка, мол, они всё знают и всё расскажут, остолбенели от неожиданности: рады бы рассказать, да не знают, о чём. Часто читаешь на их лицах страх и испуг. Дескать, мы здесь живём, с нами в первую очередь и расправятся по полной программе. Куда потом пойдём? Всё это так. Но, надеюсь, своими рассуждениями я сумел хоть частично доказать, что справедливости возможно добиться только в жёстком противоборстве сторон, а не одними усилиями средств массовой информации, которые, повторяю, тем беззащитнее, чем больше их независимость. Возможно, это парадокс, но это так.

Когда-то давно я плохо понимал, что такое политическая активность, ведь она была порождением нашего социалистического и чуть ли не коммунистического прошлого. К чему она сводилась? Не к тотальному же мордобитию на митингах и площадях. А к тому, чтобы в день выборов дружно прийти к избирательным урнам, когда выбора фактически не было, и единодушно проголосовать за нерушимый блок … – ну, в общем, за наше светлое будущее. Короче, голосуй не голосуй, всё равно получишь … В каком счастливом будущем мы сейчас живём, всем известно. Но времена сменились, и “политическая активность” приняла новый оттенок. Будешь пассивен, проигнорируешь очередные выборы, проявишь политическую безграмотность, и получишь ту власть, которую, как говорится, заслуживаешь. Это я к тому, что политические мошенники научились пробиваться к власти за счёт этой самой “политической не активности”. И обижаться тут не на кого.

И ещё один штрих к сказанному. К нам пришло необычное письмо из одного из Ульяновского района. В нём автор никак не обращается к нам. Начинается оно со слов “Прошу слова”. Поскольку написавший так некорректно отнёсся к тем, у кого просит слова, то и мы никак не назовём его. В письме некий господин упрекает нас в том, что мы мирно относимся к хижинам и ведём войну с дворцами. Таково кредо нашей газеты. Да не делает чести крупному олигарху то, что на фоне всеобщего обнищания он жирует и бравирует своим состоянием. Есть хорошая поговорка: “У полного гумна и свинья умна”. По-разному даётся благосостояние, а в наше время к богатству можно прийти, к сожалению, только криминальным способом, когда положение простых людей становится невыносимым. Уверен, что это письмо написал человек, привыкший лебезить и пресмыкаться перед начальством. Но таких немного, а наша газета существует для широкого круга читателей, которых никто не обязывает покупать их выписывать её.