Здоровый «аппетит» у ЖКХ

Даже легендарный Геракл не взялся бы решать проблемы, накопившиеся в жилищно-коммунальном хозяйстве нашего региона. Только на капитальный и текущий ремонт жилых зданий требуется более 4,2 миллиарда рублей!

Но если, к примеру, владельцы приватизированных квартир будут отчислять на капремонт свои деньги (это предусмотрено тарифом), то с муниципальным жильем — просто беда. За его ремонт должны расплачиваться муниципалитеты. Допустим, только в Ульяновске на эти цели требуется хотя бы 200 миллионов рублей, однако такие расходы в бюджете-2006 вообще не предусмотрены.

Множество острых вопросов прозвучало на очередном правительственном часе, проведенном в областном Законодательном собрании в минувший четверг. Депутаты нашего парламента, можно сказать, с пристрастием «экзаменовали» заместителя министра топливно-энергетических ресурсов и ЖКХ Андрея Пашенцева. Правда, многие из народных избранников пытались повернуть заявленную тему («О ходе реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ульяновской области») исключительно в сторону тарифной политики. К чести Андрея Пашенцева, он не уклонялся от ответов даже на весьма нелицеприятные и зачастую абсолютно некомпетентные высказывания.

Прежде всего обратимся к фактам. За минувший год исполнительной власти региона удалось-таки раскрутить «маховик» реформы ЖКХ, жестко связанной с реализацией ключевых положений Жилищного кодекса. Кстати, о тарифах. Они не в малой степени зависят от того, сколько средств, собираемых с потребителей услуг ЖКХ, уходит на управление предприятиями этого комплекса. Так вот, в Ленинском районе Ульяновска управляющая компания (посредник между населением и различными организациями ЖКХ) до недавнего времени расходовала на свое «пропитание»… 95 процентов от суммы коммунальных платежей! В среднем по областному центру «аппетиты» этих самых УК оценивались в 70 процентов (минимальными были управленческие расходы в УК «Новый город»: 56 процентов).

Пришлось подвергнуть деятельность УК скрупулезным аудиторским проверкам, потрудиться над совершенствованием штатных расписаний. И в результате сейчас доля управленческих расходов — около 10 процентов. По мнению Андрея Пашенцева, эта доля будет уменьшаться, если на рынке коммунального сервиса по-настоящему заработают частные компании. Налажен контроль за целевым использованием денежных средств, поступающих от населения.

Как отметил Председатель Законодательного собрания Борис Зотов, огромных затрат требует восстановление инженерной инфраструктуры ЖКХ. Проект программы по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса области на 2006-2008 годы предусматривает освоить на эти цели свыше 11 миллиардов рублей. Куда пойдут эти деньги?

Рост цен и тарифов на услуги ЖКХ во многом связан с районами, где котельные, работающие на мазуте, производят тепло, которое более чем в два раза дороже продукции газовых котельных. Поэтому будут газифицироваться «мазутные» районы. Предусматриваются также модернизация водоснабжения и водоотведения, крупномасштабные мероприятия по энергосбережению, проводится технический аудит. А чтобы закупки всех необходимых для нужд ЖКХ продукции и оборудования не истощали бюджет, повышается их прозрачность и эффективность. Главные критерии — приемлемые цены и высокое качество.

Актуальнейшая из задач — разъяснение статей Жилищного кодекса. Проводятся сходы жильцов: прежде всего для определения ими способов управления многоквартирными домами. Ведь уже до 1 марта потребителям коммунального сервиса предстоит решить, какой из организаций поручить это важное дело. Или же надо будет создать товарищество собственников жилья и напрямую заключать договоры с поставщиками услуг.

…Словом, Жилищный кодекс повелевает: «Надо действовать!». Притом действовать энергично и грамотно. Чтобы, как подчеркнул Борис Зотов, не тиражировать ошибки, а делать нашу жизнь «надежной, спокойной и благоустроенной».