Ни одна дорога не должна быть бесхозной

В минувшем году на одной из последних встреч с губернатором Сергеем Морозовым представители ОГУ “Департамент автомобильных дорог Ульяновской области” высказали свою точку зрения. Суть ее состоит в следующем. Финансирование содержания дорог недостаточно сильное. Между тем транспортные артерии, помимо всего, надо постоянно приводить в нормальное состояние. Иначе можно потерять значительную часть дорожной сети. Реакция губернатора была для дорожников несколько неожиданной.

“Ищите выход, – сказал он. – Это принципиальное, если хотите, политическое решение: в течение 2006 года привести дороги областного центра в удовлетворительное состояние”. Далее последовало предложение навести порядок не только в Ульяновске, но и в Димитровграде. Резон большой. На территории этих городов проживает сегодня около 800 тысяч человек из 1,3 миллиона всех жителей области. Вопрос тем более значимый, что обустройство дорог коснется в значительной степени и прилегающих к ним районов. Работу предлагается проводить на условиях софинансирования, когда 70 процентов расходов будут нести муниципальные образования, а 30 процентов – область.

Сергей Морозов сослался при этом на опыт Белоруссии. Республика, признаться, небольшая и небогатая. Но там силы и средства не распыляют. Каждый год основные ресурсы направляются в одну конкретную область. Приводят ее в порядок и только потом переходят в другую. Если и нам сделать такое в отношении Ульяновска, то мы потом могли бы “уйти” из него лет на пять и бросить силы на другие участки.

Ульяновск в минувшем году без внимания не оставался. Но… Аппетит приходит во время еды. В прошлом году на ремонт дорожно-уличной сети Ульяновска было выделено 31,3 миллиона рублей, для сравнения: в 2004 году-всего 16 миллионов. Тем не менее даже эта сумма составила всего лишь 25 процентов от потребности. Распорядились деньгами умело. Более чем на 83 тысячах квадратных метров провели так называемый ямочный ремонт. Выполнили работы на Московском и Димитровградском шоссе, Опытном поле, шоссе Нариманова, на Локомотивной и других улицах. Сделали выравнивание почти 35 тысяч квадратных метров дорожного полотна в поселке Белый Ключ, на проспектах Ленинского комсомола и Ульяновском. Установили 23 погонных метра бордюрного камня. На семи тысячах квадратных метров установили дорожную разметку.

В 2006 году на дороги из городского бюджета планируется выделить уже 100 миллионов рублей. На текущий ремонт пойдут 28,2 миллиона. Они, как говорит заместитель мэра города Ульяновска Сергей Савельев, распределены по районам. В Ленинский “уходят” 7,7 миллиона рублей; в Засвияжский-6,9; Заволжский – 8,3; в Железнодорожный район – 5,1 миллиона рублей.

Предусмотрен и капитальный ремонт городских дорог. В Ленинском районе он будет проходить на улицах Карла Маркса, Гончарова, Энгельса, Марата, Можайского, Докучаева. В Засвияжском запланировано ремонтировать дороги на улицах Ефремова, Автозаводской, Октябрьской, Рябикова и мост возле поселка Дачный. В Железнодорожном районе обновят трассы на улицах Соловьева, Неверова, Профсоюзной, Варейкиса, Клубной. В Заволжском районе дорожников можно будет видеть на проезде Заводском, улицах Краснопролетарской, Академика Павлова, Оренбургской, Димитровградском шоссе и проспекте Ленинского комсомола. Запланировано строительство новой дороги на улице Шигаева, а от нее до улицы Ефремова станут возводить ливневую канализацию.

Больше внимания намечено уделять содержанию и ремонту внутриквартальных дорог, а также строительству 250 “карманов” для маршруток. На эти цели выделено 29 миллионов рублей.

Предстоит заняться расширением пропускной способности старого моста через Волгу и уложить на его полотне второй слой покрытия.

Отдельно стоит вопрос о транзитных дорогах, проходящих внутри города. “Автодор” не возражает взять их на обслуживание. У него, правда, износ техники составляет 70 процентов, кроме того, в городе применяются технологии, отличные от тех, что используются на магистральных дорогах. Но если решить финансовую и техническую стороны вопроса, вплоть до изменений в областном бюджете и переброски дорожникам части “городских” денег, то проблема может найти свое решение. Тем более что профессиональный уровень специалистов “Автодора” на порядок выше, чем у муниципалов и частных контор. Мэр Ульяновска Сергей Ермаков такое решение считает разумным.

Но, как теперь выясняется, это лишь одна часть проблемы. Есть и другая.

КТО ГОТОВ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Когда заходит речь о сохранности дорог, у губернатора сразу же возникает вопрос: как реально ограничить движение автотранспорта по дорогам области, особенно в весенний период? Они, что скрывать, разбиты не легковым, а больше-грузным транспортом. Для ограничения беспорядочного движения по дорогам нужна жесткая программа. Имеешь федеральный пропуск? Тогда двигайся по федеральным трассам, а не разбивай областные. Законом предусмотрена выдача пропусков и по региональным дорогам. Но закон в этой части не соблюдается. Кто готов нести ответственность за эти участки? Милиция в лице ГИБДД? Местные власти, не ограничивающие движение транзитных большегрузов по местным дорогам? Кто? Сергей Морозов ставит вопрос жестко: “Требую, чтобы такого бардака на дорогах больше не было. Ни одна из них не должна оставаться бесхозной, особенно в наиболее сложный весенний период”. Следует указание в течение января составить четкую дислокацию дорожных постов и план защиты автомагистралей с возложением ответственности на все организации, которые в той или иной степени причастны к решению дорожного вопроса.

Долгое время не находит своего решения еще одна проблема. Транзитный транспорт в ожидании проезда по волжскому мосту скапливается не только на подъездах к Ульяновску, но и в самом городе. Это постоянный чад, гарь, выхлопы, шум работающих моторов… Как здесь быть? Перегонять машины железнодорожными платформами с берега на берег? Это, наверное, возможно. Однако погрузочно-разгрузочные эстакады разрушены, к ним нет подъездных путей, как нет и освещения. Их строительством и восстановлением железная дорога заниматься не желает: нужны очень серьезные финансовые затраты.

Решено, что в 2006 году весь транзитный автотранспорт должен стоять за городом. Место есть. Делать там площадки для отстоя, создавать автосервис, обеспечивать надежную связь с ГИБДД. На левом берегу, скорее всего, следует остановить выбор на Озерках Чердаклинского района. Ближе – нежелательно: могут возникнуть экологические проблемы. Вполне вероятным видится использование промзоны “Авиастара”. По другим направлениям варианты рассматриваются.

Паромная переправа? Эта проблема обсуждалась с руководством Ульяновского речного порта. Сдерживает отсутствие причальных стенок для погрузочно-разгрузочных работ, на строительство которых опять же нужны большие средства. Все остальное просчитано. От берега до берега паром идет 40 минут. Переправа составляет примерно одну тысячу рублей для каждого грузовика. Для большинства водителей-транзитников такой вариант, наверное, был бы приемлем, если учесть, что в ожидании проезда по мосту порой приходится простаивать долгие часы.

Губернатор привел интересный пример. В Димитровграде при строительстве моста возникла точно такая же ситуация. Решить проблему взялся один из местных бизнесменов: организовал переправу и заработал на этом очень хорошие деньги. А город потом кусал локти, видя, какую возможность пополнить свой бюджет он упустил. Так что переправой, по мнению Сергея Морозова, надо заниматься вплотную, провести расчеты, поискать деловых людей, может быть и в соседних регионах, которые захотят и смогут заняться такой работой.

Но главными, все-таки, остаются железнодорожные перевозки. Их надо серьезно обсуждать, готовить свои предложения, добиваться принципиального согласия у федерального центра. Проще говоря – искать выход. Он есть всегда.