Порядок и безопасность

эти цели преследуют вступившие в силу С 1 января 2006 года изменения в Правила дорожного движения

НА ШОССЕ СТАНЕТ СВЕТЛЕЕ

Законодатель «пролил свет» на применение светового оборудования. Вне закона объявлены приборы, не соответствующие ГОСТам. Правильными считаются исключительно белые или желтые противотуманки, оранжевые и желтые поворотники, белые фары, подсветка номера и «задний ход», а прочие светящиеся на поверхности машины объекты должны быть только красного цвета. Иными словами, если на капоте красуются синие «писалки», машина не должна ездить по дорогам. Кроме того, «неправильными» станут и многие автомобили, попавшие на российские дороги с северо-американского рынка, минуя официальные каналы, то есть с оригинальным «светом». Хотя запрет на езду с неправильной светотехникой не предусмотрен в Кодексе об административных правонарушениях в (КоАП), пройти техосмотр, во всяком случае честно, такая машина не сможет. Изменения в ГОСТах и ПДД направлены в первую очередь на борьбу с «жертвами» отечественного тюнинга, у которых вообще непонятно, что и каким цветом светится в фонарях. Американские машины с штатно установленными красными поворотниками не соответствуют нормам ЕЕК ООН, теперь не соответствуют и российским ГОСТ-ам. Пока единственная мера против них – отказ в выдаче талона ТО. Российские стандарты и раньше не согласовывались с американскими, но прямого запрета на них не было.

Новые правила коснулись также и пешеходов. Теперь в темное время суток пешеход, двигающийся за чертой города, должен иметь на одежде какую-нибудь светоотражающую поверхность, чтобы быть заметным для водителей. Но это – рекомендательная мера, и штрафовать за отсутствие светоотражающих полосок на одежде не будут. Зато идти вдоль дороги теперь можно только по левой стороне даже в городе. За нарушение – штраф.

Новые правила четко обязывают водителя уступать дорогу встречному трамваю, например, совершающему левый поворот.

Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, если до 31 декабря прошлого года многих страховаться вынуждало лишь прохождение техосмотра, то с начала года за отсутствие страховки статьей 12.37 КоАПа предусмотрен штраф в размере трех МРОТ. Если же автомобиль не застрахован вообще, штраф составит от пяти до восьми МРОТ.

ЕЗДИТЬ БУДЕМ НЕ СПЕША

Неподдельный интерес у автовладельцев вызвали изменения в пункте 2.3.3, который обязывает водителя предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни. В отличие от прежней редакции Примечания к этому пункту, оно теперь не освобождает граждан, владеющих личным автомобилем, от обязанности предоставлять его сотрудникам федеральных органов государственной безопасности.

«Порадовала» автомобилистов и такая новость: обгон транспортных средств в зоне действия знака «обгон запрещен» не допускается. Раньше таковой маневр был возможен, если тихоход движется со скоростью не более 30 км/ч.Это вызвало волну возмущений у автовладельцев: «А если перед тобой едва ползущий трактор? За ним тащиться?». С ними в корне не согласна старший юрисконсульт областного управления ГИБДД УВД Светлана Яшнова:

– Обгон запрещен только на опасных участках, где категорически нельзя выезжать на встречную полосу. Разве разумно из-за того, чтобы сэкономить несколько минут, рисковать жизнью своей и пассажиров встречного транспорта?!

Светлана Яшнова считает, что каких-то кардинальных изменений в правилах не произошло. Еще меньше они затронут ульяновских автомобилистов. Например, термин «автомагистраль» стал толковаться более широко, но таких дорог на территории нашего региона нет. Также пока не актуально требование предъявлять талон техосмотра инспектору по первому требованию. Штраф за отсутствие свидетельства ТО на руках – всего 50 рублей. Но зато в будущем году за такую провинность ваше авто будут помещать на штрафстоянку.

САМОЗВАНЦАМ ПРИДЕТ КОНЕЦ

Кому, как не автомобилистам, судить о правилах дорожного движения? Вот как прокомментировал нововведения в ПДД заместитель председателя ульяновского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Вячеслав Мытарин:

– Считаю, что изменения внесены по большей части правильные и своевременные. Теперь российские правила дорожного движения стали существенно ближе к европейским стандартам. Особо хочу отметить удачное решение проблемы проблесковых маячков. Конечно, водители в нашем городе и раньше не испытывали особых проблем в этом плане, но, например, для москвичей большое количество различных спецмашин было настоящим бедствием. Мало того, что каждое министерство и ведомство стремилось навесить на свои автомобили «маячки», немало состоятельных автовладельцев, которых вряд ли пугали штрафы в 400-2 000 рублей, оснащали мигалками свои авто и создавали помехи на дорогах. В ПДД теперь жестко указывается, как должна выглядеть машина сопровождения – синяя с красной мигалка и спецраскраска. От некоторых правил ПДД будет разрешено отступать только автомобилям со специальной цветографической схемой – МЧС, «Пожарная охрана», «Скорая помощь» и «Милиция». Все остальные машины с мигалками теперь будут платить штраф за нарушение правил. То есть с 1 января опекать черные тонированные «Мерседесы» и «БМВ» смогут только машины ГАИ или ВАИ (военная автоинспекция). Это еще один шаг в борьбе с незаконными кортежами и мигалками.

Также Вячеслав Петрович отметил, что теперь появился стандарт и соответствующий знак на так называемые «лежачие полицейские». Раньше такие барьеры обозначались знаком «неровная дорога», а дорожники городили эти «неровности» кто во что горазд. Поэтому в случае ДТП даже виновный, но подкованный юридически водитель мог выиграть иск у дорожной инспекции.

Обозначил Вячеслав Мытарин и несколько спорных с точки зрения целесообразности пунктов обновленных правил. Это касается, например, предписания даже в светлое время суток двигаться вне города с включенным «ближним светом». Когда-то это уже вводилось, только для мотоциклов. Ощутимого эффекта такая мера не принесла, а вот некоторые узлы машины изнашиваются, понятно, быстрее. Не вызывает у автомобилистов одобрения и пункт, в котором запрещается перевозить в автомобиле детей до 12 лет без специальных кресел. Теперь, независимо от габаритов, дети данного возраста могут передвигаться в автомобилях только в специальном кресле установленного образца. За нарушение данного правила, с водителей будет взиматься штраф в размере 100 рублей. Но, как считает Мытарин, это правило в нашей стране не приживется. Проблемы здесь две. Во-первых, эти сидения довольно дороги, от 1,5 тысячи рублей. Во-вторых, отечественные машины конструктивно не приспособлены к установке детских кресел, то есть надежно установить даже одно – очень проблематично. А если у вас два или три ребенка младше 12 лет? К тому же, как считают эксперты, 10-12 летнего ребенка зачастую надежнее уберегут от травм в случае аварии стандартные ремни безопасности, чем детские кресла.

ТЕХОСМОТР – ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА

Наряду с изменениями в ПДД с 1 января вступили в силу новые правила государственного технического осмотра. Напомним, что после принятия Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» в качестве одной из мер было предложено несколько изменить требования к порядку проведения техосмотра.

Теперь владельцам новых машин после регистрации и первого техосмотра следующий нужно будет проходить только через три года. В будущем планируется вообще первый техосмотр – при покупке – отменить и ставить штамп о прохождении автоматически. Какой смысл проводить эту процедуру, если завод гарантирует соответствие машины нормам ТО? Также в скором будущем планируется разработать информационную базу, позволяющую автовладельцу проходить осмотр в любом городе страны, независимо от места регистрации автомобиля. И еще одно нововведение, которое обрадует всех автомобилистов. Владельцы легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, с года выпуска которых прошло не более 7 лет включительно, процедуру осмотра обязаны проходить раз в два года. И только по истечении этого срока – ежегодно.

ПЕШЕХОД- ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК

По мнению экспертов, начатая российскими законодателями кампания по приведению в порядок «дорожного» законодательства может и не дать ожидаемых результатов. Порядок следует навести прежде всего в… головах самих водителей, которые зачастую предпочитают не сковывать себя «веригами» ПДД, создавая угрозу своей безопасности, жизни и здоровью окружающих. Как заставить их уважать закон? Прежде всего, увеличить штрафы за нарушение правил. Юрисконсульт областного управления ГИБДД УВД Светлана Яшнова считает, что причина смехотворно низких штрафов в том, что они по-прежнему привязаны к МРОТ в размере… 100 рублей. Совершенно необходимо, чтобы их привязали к современной величине «минималки». Тогда водитель подумает, что ему проще: пропустить меня на пешеходном переходе или заплатить 1 500 – 2 000 тысячи рублей инспектору. А, например, в Лондоне (ведь мы к Европе стремимся) штраф за подобное нарушение – более 500 фунтов стерлингов (около 20 000 рублей!). И охотников лихачить на дорогах там практически нет.