земляки

Кто сопричастен, тот и живет

Дмитрий Геннадьевич Потапов, скульптор, член Союза художников России с 1998 года. Родился в 1967 году в Ульяновске. Закончил Пензинское художественное училище ми. К. А. Савицкого, скульптурное отделение (1982г.-1986г.). Участвовал во всех областных выставках Ульяновского Союза Художников; зональной выставке «Большая Волга», г. Нижний Новгород (1998,2003); Всероссийской выставке «Имени твоему», Москва (2000 г.); «Россия-Х», Москва (2004г.).

Его работы находятся в Ульяновском областном художественном музее и в частных коллекциях.

По видимому, в России (а тем более в Ульяновске) стало хорошим тоном начинать разговор критикуя нынешние время со свойственными ему порядками. Вот и моя с Дмитрием беседа началась вполне традиционно:

– В Германии, человеку, признанному художником,- рассказывает скульптор, – платят пенсию до уровня прожиточного минимума – 700 евро в месяц. У нас даже нет статуса художника, поэтому юридически ты никто. В Европе, если твою скульптуру запускают в массовое производство, то первые десять – считаются авторскими, и за них создателю платят большие деньги. У нас же сплошь и рядом продавец произведений искусства имеет денег больше чем сам их создатель.

Но Потапов по натуре своей философ, да и жаловаться не любит . Поэтому вскоре его возмущение уступило место любопытству – а с какими, собственно намерениями посетитель к нему пожаловал, так и вертелся в воздухе немой вопрос. Я сразу ощутил желания своего собеседника и поспешил его не разочаровывать. Тем более, что вопрос как-то сам собой уже крутился на языке. Естественно, мне хотелось узнать, как люди становятся скульпторами:

– Наверное, каждый человек страдает от бессмысленности существования. Поэтому для самооправдания ему просто необходима деятельность. Причем такая, в которой ему практически не было бы равных. Я тешу себя надеждой, что живу не бессмысленно.

Есть такая восточная мудрость: кто видит, тот разумеет, кто сопричастен, тот живет. У тебя есть одна возможность, и ты ей живешь. Для примера: человек жил нелепой жизнью, началась война. Он пошел на войну и стал героем. Выходит, он родился для этой войны для этого мгновения, когда нужно было, фигурально выражаясь, броситься грудью на амбразуру…

– Значит, ты родился для скульптуры?

– Я надеюсь, что к чему-то иду. Но насколько близко от этого… Ты постоянно нарабатываешь чего-то. Все то, что я уже отвоевал для себя нельзя выжечь каленым железом.

А «отвоевал» Дмитрий уже немало. В его мастерской находится не один десяток работ. Многие из них имеют всероссийское признание. И это вполне заслуженно. Ведь любой наблюдатель, найдет в скульптурах мастера отражение своей собственной гармонии и красоты.

Но как бы небыли хороши его скульптуры, трудно у Мастеров складывается жизнь в России. Их не особенно замечают. А аплодировать начинают только после признания за рубежом. И, вероятно, было бы и такое признание, только нет возможности у ульяновского скульптора пробиться на высокий «Олимп». В силу многих причин, и, по материальной, в частности. Но Дмитрий, как мне показалось, из тех людей, что верят в судьбу. В судьбу со свободой выбора. Выберешь одно – окажешься на одном краю своего жизненного коридора, другое – на другом. И все это в рамках судьбы.

Вероятно, поэтому он упорно совершенствуется в своем ремесле и ни на что не жалуется. По мнению Потапова, отношение к материальному отчетливо характеризует эволюцию человека:

– Путь эволюции у нас неодинаков. Кому хочется материальной жизни, он будет всегда страдать, всегда искушаться. Он всегда будет обманывать, но для него это и есть нормальная жизнь. Нужно дойти до какой-то критической точки, чтобы тогда встать иступлено: «Вот он смысл жизни открылся».

Постепенно наш разговор перешел в исторический ракурс. По поводу моего замечания, что время революций, репрессий принесло России не только боль и страдание, но и великих творцов, каких мы не видим сейчас, Дмитрий заметил:

– Одних стимулирует к деятельности то, что их хвалят, других, что их угнетают. Последние всегда будут против этого. И на основе протестного мировоззрения они развиваются. Не будь компартии, не было бы правозащитников. Они все (и гении и злодеи) в одной схеме. 20 век породил тиранов – апогеев власти. До Иисуса Христа только недотянули. Сильная воля создает динамику. Образуется точка, вокруг которой начинается вращение. В тоталитарных режимах все четко разграничено на две части: плохое, хорошее. Сейчас все размыто, расплывчато. Люди истосковались по центризму, по фокусу понимания. А чтобы появился фокус нужно абсолютно две крайности, причем они должны быть как-то обозначены. Сегодня у нас нет идеи, чтобы делать великие вещи.

И не только идеи. Вместе с ней у нас пропадает совесть, поэтому одни становятся олигархами, другие бомжами; человеческое достоинство, когда женщина, харкаясь и матерясь, пьяная в хлам не может залезть в вагон трамвая; уважение, когда на 9 мая ветеран с орденами просит обслужить его без очереди, а каике-то сопляки говорят ему: «Иди ты …старик».

Тяжело оставаться человеком, особенно в наше время. Впрочем, вру, время тут не причем. В России постоянно что-то не ладилось.

А как с этим у творцов? О каких тяготах думают они?

– У каждого своя чаша, – говорит на эту тему Потапов. И налито столько, сколько сможешь выпить… В твоей власти сделать с собой то, что ты желаешь. Мы свободны распоряжаться отпущенным нам временем. Вольны распоряжаться жизнью как угодно. Свобода-это очень тяжело, невыносимо тяжело.

– Дмитрий, есть рецепт счастья?

– Во всем надо видеть позитив. Надо просто видеть, тогда будешь счастлив!!!