3 февраля заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания Ульяновской области Расих Гатауллин провел пресс-конференцию для журналистов, посвященную планам законотворческой деятельности комитета.

Он отметил, что названный комитет придавал и придает большое значение законотворческой деятельности. В прошлом году, например, подготовлено четыре проекта федеральных законов, которые были внесены ЗСО Ульяновской области в Госдуму РФ в порядке законодательной инициативы. Один из них был принят Госдумой в третьем, окончательном чтении. На этом вопросе наш специальный корреспондент попросил Расиха Маулетовича остановиться поподробнее. И вот что он рассказал:

– Речь идет о проекте Федерального закона «О внесении изменений в статью 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При изучении ФЗ № 131 мы заметили существенный изъян, касающийся процедуры принятия решений. В законе было предусмотрено принятие решения большинством голосов при наличии не менее половины кворума. Получалось, что чуть больше четверти от общего числа народных представителей в муниципальном органе власти получали право принимать решения для всего муниципального образования.

Мы сочли необходимым внести поправку о том, чтобы решения принимались большинством голосов от установленного числа депутатов, с тем, чтобы не менее половины народных избранников участвовали в заседаниях и принимали судьбоносные решения. Тем более что законопроект касается порядка принятия представительными органами муниципальных образований решений, устанавливающих общеобязательные правила поведения на территории муниципального образования. 27 января 2006 года наша поправка была принята Госдумой РФ в третьем, окончательном чтении и приняла статус Федерального закона.

– Но это одна, пусть и существенная, но не самая основная часть вашей работы. Были и другие…

– Хочу отметить наиболее важные, на наш взгляд, законопроекты, которые мы готовим на текущий год. Это прежде всего проект закона «О выборах депутатов ЗСО Ульяновской области». С чем это связано? Выборное законодательство существенно изменилось. Есть два основных подхода к предстоящим выборам депутатов ЗСО. Первый подход, по примеру Госдумы РФ, предусматривает проведение выборов исключительно по партийным спискам кандидатов. Другой подход – сохранение смешанной системы выборов, существующей сегодня, когда часть депутатов избирается по партийным спискам, а другая – по одномандатным округам. Есть предложение несколько уменьшить списки одномандатных округов, увеличив роль партий в формировании областного парламента, более того, поставить под сомнение смешанную форму выборов. Какая из этих позиций победит, покажет уже наша работа в первом квартале текущего года. Сейчас мы пока что проводим консультации, отстаиваем в дискуссиях каждый свою правоту.

Лично моя позиция такова. Должны быть сохранены одномандатные округа, чтобы беспартийные люди, имеющие активную жизненную позицию, способные работать в областном парламенте, могли иметь возможность к самовыдвижению, быть избранными в ЗСО, тем более что в каждой партии, несмотря на предусмотренные законом возможности включения в списки избираемых беспартийных кандидатов, всегда найдутся «боевые» члены партии, которые вряд ли позволят беспартийным попасть в эти списки.

У нас есть возможность сохранить демократические основы выборного законодательства области, если мы сохраним смешанную систему выборов в ЗСО.

Еще одним важным проектом, над которым мы сейчас работаем, является закон «О губернаторе Ульяновской области». Если вы помните, мы в прошлом году приняли Устав региона, в соответствии с которым разделили исполнительную власть на две составные части: высшее должностное лицо области – губернатор и высший исполнительный орган – правительство Ульяновской области. В свою очередь, в соответствии с Уставом мы приняли закон о правительстве, который устанавливает функции, полномочия, права и ответственность членов правительства. А вот полномочия губернатора должны быть установлены другим соответствующим областным законом. Он будет принят нами в первой половине 2006 года.

К важным законопроектам, которые мы готовим, следует, несомненно, отнести закон «Об административном центре Ульяновской области», которым законодательно должен быть закреплен статус города Ульяновска как областного центра, если хотите – столицы Ульяновской области. Это должно повлечь за собой особый статус Ульяновска среди других муниципальных образований, с дополнительным финансированием из областного бюджета ряда функций и полномочий областного центра.

Будут разработаны и внесены на рассмотрение ЗСО в 2006 году и другие проекты законов области.

– Насколько, по-вашему, было правильным разделение функций власти на исполнительную и законодательную? Способствует ли такое разделение нормотворческой деятельности властных структур?

– Считаю такое разделение целесообразным. Нельзя допускать, чтобы одни и те же люди и органы устанавливали правила, по которым сами должны работать и сами же их контролировать. Всегда должен быть человек или орган, задающий, скажем так, правила игры, контролирующий их выполнение и следящий за результатом.

– Согласитесь, однако, что для того, чтобы рядовые граждане могли видеть, знать, если хотите – чувствовать, что власть заботится о них, надо, прежде всего, чтобы внутри самой власти было полное взаимопонимание. Примеры последних лет говорили о том, что в нашей области происходило совершенно обратное. Дело доходило до открытого противостояния властей друг другу. А пока паны дрались, у холопов чубы трещали…

– Действительно, конфронтация между ветвями власти нигде и никогда к улучшению ситуации не приводила. Более того, конфронтация между различными уровнями власти всегда приводит к разрушительным последствиям. Только в случае полного взаимопонимания и согласованных действий можно добиваться хороших результатов. Вместе с тем существует единое понятие «команда» в сфере управления, и большинство видов деятельности не позволит одиноким «игрокам» добиваться каких-либо существенных результатов в целом, если нет командной игры. Повторяю, только совместно можно решать весь круг проблем, стоящих перед властью, для нормального жизнеобеспечения граждан. Непонимание, конфликты между уровнями власти приведут только к ухудшению ситуации в каждом конкретном городе, районе, поселении для каждого жителя области.

Мне лично, думаю, что и многим другим, отрадно ощущать, видеть, понимать, как совместно действуют сегодня исполнительная и законодательная власти на уровне области, региональная власть и городская, насколько активно решаются задачи и строятся перспективы в районах области. Такая слаженная работа, я уверен, в считанные годы выведет Ульяновскую область из того кризиса, в котором мы находились последние 15 лет.

Вторая часть пресс-конференции была посвящена в основном проблемам реализации ФЗ-131 на территории региона. Разговор объемный, сложный, а потому мы намерены это рассмотреть в качестве отдельной темы в ближайших номерах газеты.