Интересный эксперимент проводится в Димитровграде. Начавшая там работать автоматизированная система сбора платежей с населения по принципу “одного окна” за непродолжительное время своего существования полностью оправдала себя и будет внедрена на территории всей Ульяновской области. Разработанная ООО “АИС Город” и внедренная ООО “Региональный информационный центр”, электронная система дает возможность димитровградцам в одном пункте приема платежей рассчитываться за коммунальные услуги, делать обязательные отчисления, выплачивать штрафы ГИБДД, вносить плату за телефон (в перспективе – и за мобильный), детский садик. В дальнейшем планируется расширить перечень предлагаемых услуг. В минувшую пятницу для представителей СМИ Ульяновска была устроена презентация этой системы.

Общество с ограниченной ответственностью “Региональный информационный центр” создано в мае 2005 года. РИЦ закупил и внедрил в Димитровграде информационную систему, которая объединила несколько существовавших ранее: системы расчета жилищно-коммунальных услуг, начисления субсидий, работы с комитетом социальной защиты населения – всего 10 информационных программ. Это позволило в конечном итоге автоматизировать и значительно ускорить оплату услуг, зачисление на счета поставщиков, упростить процедуру учета. Создание единой системы, объединяющей пункты приема платежей, позволило автоматизировать вычислительные процессы, обрабатывать большой объем информации и своевременно, качественно вводить тарифы. Результатом работы ООО “РИЦ” стало существенное сокращение времени обслуживания клиентов – до 1-2 минут. В этом во время презентации ульяновские журналисты смогли убедиться лично: им была предоставлена возможность оплатить свои счета по коммунальным услугам. Выявилось и еще одно достоинство нововведения: заплатить можно в любое время и в любом населенном пункте области, при этом не нужно иметь при себе жилищную книжку. Просто подходите к окну, называете адрес и вносите необходимую сумму. Принятые платежи автоматически вносятся в базу начислений и по итогам дня кассового реестра отправляются поставщикам услуг.

Единая информационная сеть уже сейчас позволяет принимать не только жилищно-коммунальные платежи, но и плату за детские дошкольные учреждения, кабельное телевидение, городские телефоны. Заключены договоры на подключение к билинговой сети приемных пунктов Сбербанка РФ и почтовых отделений, ведется совместная работа с агентством воздушных сообщений, компанией мобильной связи “Ульяновск-GSM”, Ульяновскрегионгаз, УльГЭС, Ульяновскводоканал.

В базе данных, находящейся в распоряжении РИЦ, содержится вся информация о плательщике. По иному строится и работа с субсидиями. По словам Павла Малькова, директора ООО “АИС Город” (фирмы-изготовителя и собственника информационных систем, а также учредителя ООО “РИЦ”), в корне меняется принцип работы с субсидиями. Теперь не человек обращается за субсидией, а специалисты РИЦ, видя неплательщика, направляют сведения на него в органы соцзащиты, где делается перерасчет, а неплательщику, если у него на то есть право, предлагается воспользоваться субсидией.

Информационный центр по сложности проводимых операций можно сравнить с банковской системой. Но в отличие от последней информационная система РИЦ позволяет хранить в своей базе не только финансовые сведения, но и техническую характеристику жилого фонда. Специалистами ООО “АИС Город” разработана многоуровневая виртуальная карта Димитровграда. На ней содержится информация по всем жилым домам города. А сами здания автоматически окрашиваются в разные цвета в зависимости от суммы долга по коммунальным и иным платежам. Специалисты РИЦ, а также все заинтересованные лица без труда обнаруживают проблемные дома, одним щелчком “мышки” получают всю информацию по неплательщику и ведут работу по ликвидации долгов. По словам разработчиков, карта будет совершенствоваться и дальше, в ней планируется создать дополнительные слои, на которых будет содержаться самая разнообразная информация.