7 февраля под председательством Константина Инешина состоялось расширенное заседание комитета Законодательного собрания области по аграрной политике, природопользованию и экологии. В ходе него был заслушан отчет правления государственного целевого бюджетного экологического фонда Ульяновской области за 2005 год, обсуждена форма его дальнейшего существования.

Кроме депутатов ЗСО в заседании комитета приняли участие председатель комитета по природопользованию и охране окружающей среды аппарата правительства области Дмитрий Федоров, руководитель Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, старший советник юстиции Владимир Бессараб и другие заинтересованные лица.

– Вопрос о существовании экологического фонда как самостоятельного юридического лица возник в связи с вступлением в силу ряда законодательных актов федерального уровня, регламентирующих функции администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, – пояснил Дмитрий Федоров. – Функции распределителя и получателя бюджетных средств отнесены к функциям правительства Ульяновской области. Областной экологический фонд сегодня является самостоятельным юридическим лицом, не входящим ни в структуру органов областного правительства, ни в структуру аппарата правительства области. Следовательно, он не может быть получателем бюджетных средств по статье целевого расходования «Окружающая среда». Есть и еще одна причина – администрирование платы за негативное воздействие сохранено за федеральными структурами. В нашей области эти функции выполняет региональное управление «Ростехнадзора». Таким образом, происходит дублирование. Чтобы избежать этого, и проводятся мероприятия по ликвидации экофонда как самостоятельного юридического лица. При этом мы выступаем за сохранение экологического фонда как целевой строки в расходной части областного бюджета.

– Большинство депутатов придерживаются единой четко выраженной позиции: экологический фонд необходим! – продолжил Константин Инешин. – Но мы заинтересованы в том, чтобы средства фонда использовались максимально эффективно, и это должно осуществляться под контролем Законодательного собрания. Несмотря на серьезные замечания, большие минусы и просчеты в работе, как форма управления бюджетными средствами экофонд зарекомендовал себя позитивно. А разговоры о смене организационно-правовой форме его существования не имели бы под собой никакого основания, если бы не менялось законодательство.

Как явствовало из отчета, в 2005 году доходы фонда составили 23,2 млн. рублей, в том числе 3,8 млн. рублей – остаток неиспользованных средств за 2004 год. Профинансировано же было природоохранных мероприятий из средств облэкофонда в прошлом году на сумму 17,6 млн. рублей. Таким образом, на 1 января нынешнего года объем неиспользованных средств фонда равнялся 5,6 млн. рублей.

Подобное положение дел при нынешней непростой экологической ситуации в области вызвало ряд справедливых замечаний депутатов. Так, депутат от Новоспасского избирательного округа (объединяющего пять южных районов Ульяновской области) Геннадий Долгов выразил недоумение по поводу того, что при таком профиците бюджета облэкофонда в нем годами не находится средств, например, на завершение строительства скважины в с. Евлейка Павловского района или водопровода в с. Ахметлей Николаевского района. Хотя, по словам Геннадия Александровича, ахметлейский водопровод для своего завершения потребует максимум 300 тыс. рублей.

Большую тревогу выражали в своих выступлениях депутаты Законодательного собрания и по поводу имеющихся случаев нецелевого использования собираемых с предприятий и организаций экологических платежей в некоторых муниципальных образованиях области.

По итогам заседания было принято решение создать специальную комиссию для проверки целевого характера использования экологических платежей в муниципальных образованиях области с привлечением к этой работе Контрольно-счетной палаты области. Что же касается 5,6 млн. рублей неиспользованных средств бюджета облэкофонда, то депутаты будут добиваться того, чтобы они были включены в доходную часть областного бюджета 2006 года.

На заседании комитата был также обсужден вопрос о реорганизации областной природоохранной службы в составе правительства Ульяновской области в связи с приведением нормативно-правовых актов нашего региона в соответствие с действующим федеральным законодательством.