– Земля – наше богатство и залог нашего будущего. Она может и должна работать на экономику области! – заявил на одном из совещаний глав администраций городов, районов и руководителей муниципальных образований губернатор Сергей Морозов. С принятием Земельного кодекса Российской Федерации проблема земельных отношений стала особенно актуальной.

Наш корреспондент встретился с председателем Комитета по управлению государственным имуществом Ульяновской области Андреем Анатольевичем Барановым и взял у него интервью.

– Андрей Анатольевич, чем вызвано принятие Земельного кодекса Российской Федерации?

– Принятие этого основополагающего документа связано, прежде всего, с изменением ситуации в сфере земельных отношений. Земля, по сути, – это главное богатство страны, но в большинстве регионов Российской Федерации она используется крайне расточительно. До недавнего времени у нас практически отсутствовал рынок земли, земельные участки раздавались фактически бесплатно, путем договоренностей либо согласования, в бессрочное пользование. Плата за землю в процессе производства на единицу продукции составляла менее 1 процента, тогда как в Европе она доходит до 20 процентов. Я не беру сейчас землю сельхозназначения, где ее цена значительно выше.

Такое положение порождало безответственное, точнее – безалаберное отношение к земле. Например, предприятие либо организация брали участок, но не использовали его в должной мере. Или, если что-то не получалось, бросали старый участок, чтобы эксплуатировать другой, новый. И зачастую все повторялось по кругу. Такая порочная практика привела к тому, что земля – тот мощный ресурс, которым обладает страна, фактически не работал и не приносил пользу субъектам Российской Федерации.

С 1 января 2002 года вступил в действие Земельный кодекс Российской Федерации. Этот основополагающий документ ввел очень много новых понятий, положил начало разграничению федеральной, областной и муниципальной собственности, а также установил порядок предоставления земельных участков. В соответствии с Земельным кодексом обозначен срок перевода права пользования на землю для юридических лиц (для предприятий) в собственность или в аренду.

– Какая работа по этому направлению проводится у нас в области?

Давайте вернемся к 2004 году. Когда я возглавил комитет по управлению государственным имуществом области, то в первую очередь вместе со специалистами проанализировал работу за прошлый период. К сожалению, многие из недостатков, о которых говорилось выше, были присущи и нашей Ульяновской области. Так, выкуп земельных участков под юрисдикцию области фактически не производился. В 2004 году от выкупа земельных участков в областной бюджет поступило всего 44 тысячи рублей. Это смехотворная сумма. Ведь площадь Ульяновской области составляет более 3,7 млн. гектаров!

В 2004 году от использования земли во все уровни бюджетов поступило 583 млн. рублей, в том числе в областной – 64 миллиона. По моему мнению, это показатель крайне неэффективного распоряжения земельными участками. К примеру, площадь Самарской области составляет 5,3 млн. гектаров, а финансовые поступления только от земельного налога превышают 3 млрд. рублей.

Не случайно на одном из совещаний губернатор Сергей Морозов заявил, что органы, которые распоряжались землей в Ульяновской области, фактически не умели принципиально решать земельные вопросы и за счет этого повышать доходы бюджета.

– А что, собственно, дает выкуп земельных участков?

– Если собственник, у которого есть здание, сооружение, выкупил землю, на которой они расположены, то он уже чувствует себя полным хозяином земельного участка и всего имущественного комплекса. Он может эту землю вместе с расположенными на ней сооружениями закладывать в качестве залога, продавать или даже дарить.

– Какие документы в нашей области уже разработаны, в том числе в законодательном порядке?

– Во-первых, должен сказать, что в 2005 году мы встретили понимание со стороны большинства депутатов Законодательного собрания области. После дискуссий и обмена мнениями мы снизили ставки выкупа земельных участков на территории Ульяновской области до самой минимальной. Для Ульяновска это пятикратная ставка, для всех других муниципальных образований – трехкратная. А были ставки и семикратные, и двенадцатикратные.

Что это означает? Например, у вас есть ставка земельного налога, и вы платите земельный налог за год. Умножаем эту сумму на пять – вот это и будет цена выкупа земельного участка в Ульяновске. А ставка земельного налога зависит от площади, от зоны, от коэффициента и так далее. Так, если вы платите земельный налог 200 тыс. рублей в год, то земля, выкупленная за территорией Ульяновска, будет стоить 600 тыс. рублей, а в самом областном центре – уже 1 000 000 рублей.

– Снижение ставок на земельный налог создает более благоприятный климат для потенциальных инвесторов. А скажите, Андрей Анатольевич, у нас уже произошло разделение земли на федеральную собственность, областную и муниципальную?

– У нас разработана подробная программа по такому разграничению земли. В принципе это основной постулат Земельного кодекса Российской Федерации.

Мы подготовили и подали в Москву списки земельных участков, на которые у области имеются юридические права. После их рассмотрения правительство подготовило специальное постановление, и затем уже мы регистрировали право собственности. Правда, этот процесс занял очень много времени, и только в конце 2005 года мы получили постановление правительства на первые 13 участков. Но у нас уже подано более 1000 заявок на регистрацию права собственности на земельные участки. Если такими темпами будет вестись оформление земельных участков, то жизни Андрея Анатольевича Баранова и сотрудников комитета не хватит, чтобы с чистой совестью завершить эту работу.

– Где же тогда выход? Есть ли другие, более эффективные пути регистрации права собственности предприятий на выкупленные участки? Ведь по существующему Земельному кодексу в перспективе населению придется выкупать и регистрировать право на землю под жилые дома, хозяйственные постройки и дачные участки. Подобными темпами работа затянется на столетия!

– Поэтому мы пошли по другому пути. Мы подготовили пакеты документов на земельные участки, по которым, как мы считаем, в силу закона в Ульяновской области наступает право собственности. Подали их в управление Федеральной регистрационной палаты по Ульяновской области. Сотрудники этого уважаемого учреждения все внимательно изучили и реально зарегистрировали нам право собственности на земельные участки. Таким образом, в период с 10 по 26 января в Ульяновской области появились первые свидетельства установленного государством образца о собственности Ульяновской области на земельные участки. По этому пути мы намерены идти в течение 2006 года и должны зарегистрировать право собственности области уже на сотни земельных участков.

– В чем самая главная проблема? Трудности?

– Что такое регистрация земельного участка? Это примерно то же самое, что и приватизация квартиры. То есть на квартиру должен быть технический паспорт, документы, подтверждающие право собственности, ордер, договор найма и так далее. По земельным участкам должно быть межевое дело – это план границ со всеми постройками и проверенными привязками к местности, должен быть кадастровый номер и прочие документы. Вся эта процедура занимает достаточно много времени и требует определенных средств. Поэтому в 2005 году в бюджет области на мероприятия по земле было заложено 12 млн., а в текущем – уже 24 млн. рублей. Губернатор Сергей Морозов и правительство Ульяновской области земельным отношениям уделяют самое серьезное внимание.

– Но ведь и отдача-то будет все равно! И с лихвой перекроет затраченные средства. На этот счет есть две хороших пословицы: “Скупой платит дважды” и “Все окупится сторицей!”

– Да-да, вы совершенно правильно говорите. К примеру, в Самарской области, которая раньше нас вошла в рынок, сразу поняли, что земля должна работать на бюджет. В развитие земельных отношений за четыре последних года там вложили примерно миллиард рублей, и сейчас наши соседи получают ежегодно свыше 3 млрд. рублей поступлений от продажи и аренды земли.

Наши результаты пока гораздо скромнее. Однако разработанные нашим комитетом мероприятия позволили в 2005 году при плане 1 млн. 300 тыс. рублей выкупить более 50 земельных участков и получить в доход областного бюджета 26 млн. рублей. Мы получили доход и опять же – собственников, у которых есть оформленный земельный участок, его границы, подтвержденное право собственности и тому подобное. Такой собственник – это уже налогоплательщик с прозрачными обязательствами.

Выкуп земельных участков на уровне области у нас отработан и поставлен четко. Только за январь 2006 года областной бюджет получил около 5 млн. рублей от выкупа земли. Правда, замечу, что сейчас расчет стоимости немножко изменился, и выкуп участков идет в зависимости от кадастровой стоимости земли.

– А разве в нашей области земельный кадастр уже составлен?

– Кадастровая оценка земли по территории области проводилась на федеральном уровне и полностью, на 100 процентов, была завершена к 2004 году. Единственная проблема в том, что сейчас уже возникают вопросы по внесению изменений в кадастровую оценку. Время идет, и она оказалась где-то завышена, а где-то занижена по сравнению реальной рыночной стоимостью.

Хочу подчеркнуть, что выкуп земельных участков в области начался и набрал хорошую динамику. Естественно, наш комитет всеми мерами способствует этому процессу. Тут мы полностью солидарны со знаменитым писателем Марком Твеном, который сказал: “Приобретайте землю – ее больше не производят”.

– А как обстоит дело с арендой земельных участков на территории области? В самом Ульяновске?

– Что касается аренды земельных участков, то здесь мы работаем вместе с городом. Договоры аренды в черте Ульяновска заключает комитет по управлению земельными ресурсами, но 50 процентов средств от аренды поступают в область. Мы проводим совместные комиссии по взысканию недоимок, арендной платы, по ее корректировке и так далее. Эти целенаправленные действия позволили перевыполнить план по доходной части за земельные участки. При плане 54 млн. рублей в 2005 году было собрано более 100 миллионов.

– Сколько же тогда средств ваш комитет предполагает получить в областной бюджет в 2006 году?

– В прошлом году мы собрали в общей сумме около 250 млн. рублей. В среднем это примерно 6 млн. на одного сотрудника нашего комитета. То есть мы являемся доходным подразделением. Чем больше у нас будет профессионалов – тем больше будет доходная часть областного бюджета.

Я думаю, что в 2006 году мы однозначно перевалим за 300 млн. рублей. Но многое зависит от того, как мы будем слаженно, четко и оперативно работать с городом, как мы выстроим отношения с другими муниципальными образованиями Ульяновской области. Ведь нас интересует не только областной, но и консолидированный бюджет. Поэтому главная задача на 2006 год – это изменение принципиального подхода к взаимодействию с муниципальными образованиями области и на этом фундаменте – повышение доходной части консолидированного бюджета. Земля – наше богатство, она должна работать и приносить доход.