В Ульяновске разгорелся скандал вокруг исторических памятников культуры и архитектуры. Депутаты городской думы включили их в программу приватизации. При этом никаких охранных обязательств на указанные объекты составлено не было. А именно это условие необходимо для того, чтобы будущий собственник не смог переделать или снести приобретенный памятник. Корреспондент «НГ» попытался разобраться в создавшейся ситуации

В настоящее время в муниципальную программу приватизации включены четыре региональных объекта культурного наследия, расположенные на центральной улице города. Это бывшее здание епархии и духовной семинарии, доходный дом известного симбирского купца Чернышова, особняк купца Кудряшова и здание бывшего кинотеатра «Ампир» (ныне «Художественный»). Этим зданиям от одного и более двух веков. Они составляют исторический архитектурный облик города. Подобных памятников в области не один десяток. И все они в ближайшее время могут пойти с молотка. Свое решение депутаты объясняют 131-м федеральным законом, согласно которому муниципалитет до 2009 года вынужден избавляться от непрофильных зданий. Однако закон этот не учитывает особенности некоторых городов (в их числе и Ульяновск), в которых очень много памятников истории и архитектуры регионального значения находится в муниципальной собственности.

— Вы не представляете, во что сейчас это может вылиться по всей стране! — возмущается директор историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов, — в скором времени мы можем потерять тысячи уникальных памятников истории и архитектуры. Их пустят с молотка, и будущий собственник волен будет делать с ними все что угодно. Хоть перестраивать, хоть сносить. Если, конечно, условия продажи не будут оговорены отдельным документом.

Обеспокоенный судьбой памятников директор заповедника еще до решения депутатов обратился в муниципальный парламент, мэрию и к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову с просьбой — рассмотреть возможность и условия передачи объектов культурного наследия из муниципальной собственности в федеральную. Он даже сумел получить добро по этому вопросу в министерстве культуры РФ. Морозов согласился, что памятники терять не стоит, и письменно попросил председателя городской думы Василия Гвоздева сохранить указанные объекты, передав их в региональную собственность.

К сожалению, письмо от губернатора пришло позже официального обращения мэрии города Ульяновска о включении данных памятников в программу приватизации. Причем исполнительная власть не оговорила вопрос о включении дополнительных условий приватизации зданий этих памятников, что, несомненно, должно было быть сделано. Так как план приватизации был уже утвержден в 2005 году, на основании письма губернатора депутаты городской думы решили вернуться к рассмотрению этого вопроса. Более того, городская дума согласна с мнением юристов, что приватизация (продажа) региональных памятников без условия обременения противоречит федеральному законодательству.

— Я не позволю уничтожать историю нашего города, — возмутился Зубов, — может быть, дума принимает такие решения, потому что большинство из депутатов — сами бизнесмены? Возможно, кому-то выгодно пустить с молотка здания в центре города, — решил он.

Директор заповедника решил бороться до конца. Он нашел-таки лазейку в федеральном законодательстве, способную защитить городские памятники. Оказывается, согласно федеральному закону, региональные объекты культурного наследия могут отчуждаться у государства только при условии обременения неким охранным обязательством, чтобы в будущем эти здания сохранили свой внешний вид. Пока ни один из чиновников этим вопросом не занимался.

— Да, никаких охранных обязательств для этих объектов не составлялось, но это входит в компетенцию мэрии, а не городской думы, — признался «НГ» член комитета по муниципальной собственности депутат городской думы Александр Данилов, — да и преднамеренных действий у парламентариев не было. Зря вы ведете речь о выгодной для бизнесменов приватизации. На торгах знаете какую цену для этих зданий могут «набить»…

Тем временем Зубов обратился в региональную прокуратуру с просьбой дать оценку действиям городских чиновников в сложившейся ситуации.

— Да, в настоящее время мы тщательно изучаем вопрос с объектами культурного наследия в Ульяновске, — признался корреспонденту «НГ» старший помощник областного прокурора Василий Зима, — проверка будет завершена в течение месяца.

Между тем даже до официального заключения областной прокуратуры не возникает никаких сомнений, что продажа региональных памятников без условий обременения противоречит федеральному законодательству.

Тем не менее региональная власть просит общественность и всех заинтересованных лиц не накалять ситуацию, ведь пока ничего незаконного не произошло. Гордума была вправе включить объекты культурного наследия в программу приватизации. А включение — это еще не продажа. Более того, после разгоревшегося скандала депутаты в срочном порядке решили поднять вопрос о памятниках на ближайшем заседании. В городскую думу планируется пригласить представителей мэрии и заповедника «Родина В.И. Ленина». Теперь муниципалитет будет вынужден собрать комиссию из представителей управления культуры, архитектуры и прочих компетентных органов, которые совместно составят охранное обязательство для подлежащих приватизации объектов культурного наследия.

Наталья ПОЛАТ

P.S. Управление по делам культуры и искусства Ульяновской области, являющееся государственным органом охраны культурного наследия, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия», в настоящее время готовит ряд охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные в городе Ульяновске.

Памятники истории и культуры могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, т.е. обязуется обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы и др. (см. приложение — охранное обязательство).

В случае ненадлежащего содержания объекта культурного наследия возможно изъятие памятника у собственника и продажа его новому владельцу через торги.

Попытку незаконного использования культурного наследия требует прекратить областная прокуратура. Буквально на днях проведенной по указанию прокурора области прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверкой законности при использовании объектов культурного наследия областного центра выявлены нарушения порядка подготовки решений об их приватизации, а также организации подготовки к передаче муниципального имущества данной категории. Как установлено, охранные обязательства в отношении ряда объектов по улице Гончарова не были предусмотрены соответствующими решениями органов власти о приватизации, что может повлечь существенное нарушение законных интересов государства, муниципального образования и прав проживающих в нем граждан. В связи с этим прокурором Ленинского района г. Ульяновска в адреса руководства областного центра и комитета по управлению городским имуществом направлены протест, представление и предостережение, в которых потребовано незаконное постановление № 3202 отменить, устранить нарушения порядка подготовки объектов культурного наследия к приватизации и наказать виновных должностных лиц.