В минувшую субботу в Ульяновском театре драмы состоялась долгожданная и большая премьера – зрителям была впервые показана новая постановка Юрия Копылова “Павел I”. Сложный и масштабный спектакль, наполненный оригинальными режиссерскими задумками, базируется на одноименной пьесе Дмитрия Мережковского, но театр предлагает свое прочтение этого противоречивого материала и собственную трактовку характеров сразу двух российских императоров. “Павел I” – это работа, обращенная к русской истории и к конкретным историческим личностям, что всегда непросто и даже чревато самыми разными ошибочными предположениями, но, мне представляется, что постановщик справился со всем этим блестяще. Новый спектакль способен украсить сцену любого театра и достойно представлять ульяновских мастеров искусства на театральных конкурсах.

Во-первых, как всегда потрясает сценография Станислава Шавловского – постоянного соавтора Юрия Копылова. Кажется, что на этот раз степень взаимопонимания постановщика и художника достигла таких высот, что фантазия последнего буквально превзошла саму себя (по крайней мере, судя по тем работам, что шли на нашей сцене). Визуальное разделение сценического пространства на три части – плац, царские покои и “застенок” заговорщиков – оправданно и полностью отвечает задачам спектакля, а светящиеся лики Петра I, Екатерины II и иконы Богоматери с младенцем, представленные в декорации помимо трона и другой тривиальной атрибутики времени, несут в себе массу смыслов, создавая особую атмосферу предначертанности истории и преемственности веков.

Во-вторых, в новом спектакле мы имеем дело с очередной выдающейся театральной работой народного артиста России Бориса Александрова, сыгравшего убиенного императора. По сюжету ему блестяще “оппонирует” граф Пален, сыгранный Валерием Шейманом, однако центральный персонаж все же выразительнее и сильнее. Другая актерская удача – роль наследника, будущего Александра I, “властителя слабого и лукавого”, в исполнении Владимира Кустарникова. Таким, как о нем сказал поэт, мы и видим героя на сцене.

Кажется, что в своем спектакле Копылов даже сгущает краски павловского времени (между прочим, описанного современниками как “сплошной, тяжелый кошмар”), однако по ходу действа это впечатление потихоньку рассеивается. В центре повествования – несчастный и мятущийся император, вокруг которого, словно удавка, постепенно сжимается кольцо заговора. И вот уже мы видим не злую куклу, не автомат, наделенный неограниченной властью и гибнущий в результате развязанной им фантасмагории, а, прежде всего, человека – со своими грустными воспоминаниями и привязанностями, с расстроенной психикой, навязчивой подозрительностью, у которого даже самые благие порывы приводят к печальным последствиям.

“Павел I” – далеко не первое размышление о характере и природе власти у режиссера Юрия Копылова: тема разного рода “монархов” пронизывает все творчество мастера, являясь, без сомнения, наиболее яркой его стороной. Новый спектакль – очередное тому доказательство. И думаю, что он по праву станет подлинной жемчужиной, главным событием театрального фестиваля, посвященного 220-летию нашего театра, который пройдет в Ульяновске в конце марта.

Александр Филатов