В сражении с обстоятельствами

О двух главных новостях с УАЗа успел написать «СК» в наступившем году: предстоящем сокращении кадров и подготовке к лицензионной сборке японских грузовиков фирмы «Isuzu» («Исудзу»). Как же они стыкуются? Освоение нового производства и увольнение лишних работников? Не сможет ли первый процесс положительно повлиять на второй?

Пока они почти не пересекаются.

Выпуск японских грузовиков должен начаться в 2006 году, но перспективы – более долгосрочные. Как рассказал побывавший на УАЗе генеральный директор ОАО «Северстальавто» Вадим Швецов, к 2009 году в Ульяновске планируется освоить ежегодный выпуск пяти тысяч 5-тонных машин «Isuzu» и одной тысячи 20-тонных. А до конца 2006 года будет хорошо, если удастся собрать 300-400 штук. Производством «японцев» займется дочернее предприятие «УАЗ-Спецавтомобили» на площадях автозавода, которые, по словам Швецова, способны освоить миллион машин, а не тот объем, что сегодня.

Шесть тысяч новых грузовиков не потребуют конвейерной сборки – она будет стапельная, но зато обеспечит высокое качество продукции, чего требует японская компания. Ведь гарантия на грузовики «Isuzu» – миллион километров пробега.

Сотрудничество УАЗа с «Isuzu» Швецов считает очень выгодным, так как в этом сегменте российского авторынка конкуренции почти нет.

Японские грузовики отличаются надежностью. По предварительным расчетам, основными покупателями среднетоннажников станут активно развивающиеся сегодня в России торговые сети: пока они действуют в основном в Москве и Питере, но все стремительнее охватывают и регионы. А по большегрузным автомобилям японская фирма готова передать УАЗу своих сибирских клиентов.

– Мы видим четкое будущее у этих грузовиков в России, – говорит гендиректор «Северстальавто».

Оптимизация же численности персонала на Ульяновском автозаводе – проблема сегодняшнего дня, вставшая в полный рост. За первую половину 2006 года намечено сократить 1900 рабочих мест. В зависимости от того, как на УАЗе будет решаться вопрос соответствия продукции экологическим стандартам Euro-2, цифра сокращения к концу года может увеличиться до 2950 мест.

К ранее названным руководством УАЗа причинам, вызвавшим сокращение персонала, Швецов добавил еще одну: необходимо во всем становиться современным автопредприятием по мировым меркам. Иначе сегодня не выживешь, не сможешь работать эффективно и регулярно платить налоги – в России поменялись экономические правила игры, поменялись требования к заводам и фабрикам. Ушло, скажем, от них жилье, если того потребовали новые условия, равняющиеся на мировые. Хотя УАЗ и сегодня мог бы содержать многочисленные жилые дома, приобретай государство почти всю его продукцию, как раньше, и в большом количестве. Но теперь покупатель имеет право выбора, которого жаждал. Резко сократившийся госсектор тоже выбирает, и не всегда российскую технику.

Сложившаяся в мире практика постепенно внедряется и в отношения с персоналом предприятий, говорят в руководстве УАЗа. А она такова: менее десяти собранных машин на человека в год – ненормально, на автозаводах сохраняются главные процессы – штамповка, сварка, окраска, сборка, остальное – покупается у партнеров.

– Мы тоже вынуждены идти по такому пути, если хотим сохранить УАЗ боеспособным, поясняет Швецов. – Поэтому будущее сокращение меньше всего коснется рабочих ведущих специальностей, в основном – различных служб и вспомогательных производств. Программа выведения непрофильных подразделений в самостоятельное плавание началась на УАЗе год назад и, считаю, идет успешно как для головного предприятия, так и для появившихся у него стопроцентных «дочек». На Ульяновском автозаводе постоянно улучшаются технологические процессы, управленческие процессы. Это тоже ведет к высвобождению персонала. Отмирает дублирование функций, лишняя бюрократия, сокращается количество бумаг. Или взять отдел контроля качества продукции, без которого советское производство было немыслимо. А ведь такой отдел – нонсенс, на западных предприятиях он отсутствует. Там рабочий сам себе является контролером, гарантом качества бренда. И у нас отделы контроля будут отмирать. К тому же сегодня автопром очень высокотехнологичен, автоматика все больше заменяет людей и работает качественнее. Поэтому высвобождение лишних рабочих рук – процесс неизбежный. Мы этого не скрываем. Тем не менее администрация не снимает с себя ответственности за судьбу наших работников, попавших под сокращение.

Обязательно поможем найти им новую работу. Уже провели консультации с городским Центром занятости, насколько я знаю, в Ульяновске сегодня имеется около трех тысяч различных вакансий. Думаю, бывшие автозаводцы будут востребованы, ведь УАЗ вынужден расставаться не с пьяницами или лодырями, а с квалифицированным персоналом. Если же сокращаемым потребуется переобучение, мы готовы организовать его за свой счет.

Сейчас на базе отдела кадров УАЗа создан специальный центр поддержки для оказания юридической, информационной и психологической помощи увольняемым. Рассчитывает руководство УАЗа и на появление новых бизнесов вокруг автозавода, где бывшие автомобилестроители тоже смогут найти себя. Ведь производство «уазиков» требует разнообразных доработок под конкретные запросы покупателей, которые сподручнее удовлетворять не на конвейере. Уменьшит ли количество сокращаемых людей на УАЗе предстоящая сборка иномарок, сказать пока трудно. Ведь сегодня нет еще даже цен на японские грузовики, которые будут делать в Ульяновске. И спрос в России на шесть тысяч таких грузовиков в год только предполагается. Но надежду на будущее новое производство дает, и если рабочие места станут появляться, их, по словам Швецова, тут же заполнят, потому что людские судьбы – это очень серьезно. Понятно и то, что высокий уровень безработицы в регионе неизбежно дестабилизирует обстановку и ухудшит перспективы сотрудничества с партнерами, в первую очередь, – с иностранными. Они не любят беспокойных мест.