“Бьет – значит любит” – это какой же такой народ придумал эту поговорку?! Неужели мы с вами…

Ежедневно в Ульяновской области происходят от трех до пяти случаев, когда родственники, чаще всего мужья и жены, угрожая друг другу убийством, доходят до избиений, что нередко приводит к смертельным исходам. И это далеко не полная статистика, потому что потерпевшие, в основном, женщины, особенно, мусульманки, не хотят жаловаться в милицию или прокуратуру на своих обидчиков, боясь осуждения окружающих.

Пустяковые дела

Некоторые адвокаты считают, не лучше ли прокуратуре сконцентрировать свои усилия на более серьезных преступлениях – “Убийство”, “Изнасилование”, а по таким “незначительным”, как угроза убийством, хулиганство и нанесение побоев (статьи 115, 116, 119 и 213 Уголовного Кодекса РФ), не возбуждать уголовных дел вовсе?

– Зачем тратить силы, время и средства на такую мелочь? – рассуждают они. – Ну, поссорились муж с женой или сосед с соседом, ну назвал один другого неприличными словами, ну замахнулся мужчина на женщину ножом, палкой или гвоздодером, и что в этом такого?! Ведь даже, если дело и доходит до суда, то там потерпевшая сторона все равно великодушно прощает своих обидчиков, помогая им уйти от наказания.

Однако тем самым потерпевшая сторона не отдает себе отчета, что непресеченное зло порождает в их обидчиках ощущение вседозволенности и разнузданности. Казалось бы, “пустяковые” проступки домашних тиранов по отношению к соседям, близким и родным людям, ссоры на ничтожной почве рано или поздно оборачиваются большой бедой.

Бытовые войны

Не согласился житель Ульяновска с соседом, когда тот попросил его не включать громко музыку, и пригрозил ему, что расправится с ним где-нибудь на “узенькой” дорожке, а при повторном замечании привел свой незаконный приговор в исполнение – пустил в ход кулаки. По счастью, не забил до смерти, возможно, потому, что потерпевший вовремя обратился в правоохранительные органы.

Недавно в одном из домов по улице Кольцевой в Ульяновске во время пьяной драки муж ударил жену ножом в шею. Смерть наступила мгновенно. А путь к этому преступлению был долгим: как рассказали соседи, за многие годы проживания супругов в этом доме ссоры, доходящие до потасовок, часто возникали между ними – женщина выскакивала на лестничную площадку с криками о помощи. Не от нежных же прикосновений мужа убегала она, но почему-то никуда не заявляла. Ему все сходило с рук, пока не случилась трагедия.

Недавняя ссора супругов из Новоспасского началась с того, что муж, кстати, по профессии художник, в полночь замахнулся на любимую первым попавшимся под руку предметом. Ближе к двум часам ночи страсти накалились так, что дело дошло до рукоприкладства. В милицию о факте избиения сообщили соседи. Уголовное дело было возбуждено сразу по двум статьям УК.

Сор из избы

Не желая “выносить сор из избы”, боясь мнения родственников и соседей, женщины терпят побои “любимых”. А в критический момент либо те убивают их, либо нежные создания сами расправляются с доставшими их мужьями. 12 февраля в одной из квартир дома № 38 по улице Кирова в Железнодорожном районе 40-летняя женщина зарезала сожителя. Следователей она убеждала, что всего лишь защищалась от очередных побоев друга. Но это не оправдывало совершение ею тяжкого преступления.

– Проблема эта немыслимо сложная, и однозначного решения у нее нет: сколько семей, столько и путей, – высказывается председатель общественного Совета по содействию развитию института гражданского общества и правам человека, председатель комиссии по правам женщин Татьяна СЕРГЕЕВА. – И хотя никому не дано нарушать права человека, ужесточение уголовной ответственности вряд ли решит проблему. Бороться за семью необходимо, но если произошла роковая ошибка – женщина вышла замуж за патологического деспота, и в семье существует постоянная угроза детям и старикам, то я не вижу необходимости в сохранности такой семьи. В таких случаях законодательство должно быть более жестким.

– С другой стороны, – продолжает Татьяна Владимировна, – потерпевшая заявляет на мужа, его осуждают, и она, отрывая последнее от детей, везет ему сумки в тюрьму. Словом, дело здесь, скорее, в менталитете российских женщин, а не мужчин. Ну, а, если назрел конфликт, когда “милые бранятся – только тешатся”, то ради сохранения семьи стоит отдохнуть друг от друга. В Швеции, к примеру, для этого предлагаются социальные гостиницы, где пострадавшим оказывают и медицинскую, и психологическую, и юридическую помощь. Кстати, в Ульяновске давно работает телефон доверия, по которому соответствующая служба помогает советами людям, попавшим в беду.

Ответишь за все!

Телефон доверия находится в областном Центре психолого-социальной помощи семье и детям. Специалисты центра говорят, что домашнее насилие, если оно проявилось хоть раз, не закончится уже никогда. Если никуда не обращаться – проблема сама собой не отпадет. И нужны здесь, в первую очередь, юридическая помощь и вмешательство правоохранительных органов.

Как говорят психологи, если вопрос о разводе вследствие домашнего насилия встал ребром, решать его следует не на стадии нарастания конфликта, а в период очередного перемирия, когда жена в синяках, а муж в раскаянии.

– Прокуратура возбуждает уголовные дела в отношении драчунов и хулиганов, не допуская совершения ими более тяжких преступлений против личности, – говорит старший помощник прокурора области Василий ЗИМА. – В результате этой работы за последние 10 лет значительно снизилось число убийств – с 447 до 382. Фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть стало меньше на 17,1%, а изнасилований – почти в два раза. Необходимо противостоять распоясавшимся хулиганам, не позволяя им уйти от ответственности.