Разработки Ульяновского Регионального Информационного Центра признаны одними из лучших в России
Наш город теперь является не только родиной «УАЗов» и самолетов «Руслан», но и уникальной разработки Ульяновского Регионального Информационного Центра (РИЦ). Она получила диплом на московской выставке «ЖКХ-2006: технологии, инвестиции, новые условия». Достижения ульяновского РИЦ в области информационных технологий отметил даже министр регионального развития России Александр Яковлев. Что же представил на выставке Ульяновский Информационный Центр? Об этом мы беседуем с его директором Павлом Мальковым.
– Павел Анатольевич, какую же революционную идею вы продемонстрировали искушенным москвичам и коллегам из других регионов России?
– Мы представили систему межведомственного обмена информацией, которая позволяет совмещать информационные базы различных ооганизаций. В данном случае речь идет о системе жилищно-коммунального хозяйства. Наша система представляет собой единый сервер, где интегрируется информация всех участников начисления средств за коммунальные услуги.
На сегодняшний день в России с населением работает порядка 35 ведомственных баз, которые содержат в себе самую различную информацию о людях: год рождения, место регистрации, доходы и так далее. Однако часто эти данные оказываются несогласованными. То есть не совпадают имена, отчества, есть ошибки в фамилиях. Это препятствует правильному начислению платы за коммунальные услуги и предоставлению социальных льгот.
С помощью нашего сервера межведомственного обмена эти базы можно согласовать.
– А что это значит для людей на практике?
– В первую очередь система межведомственного обмена дает большую экономию времени для простых людей. То есть горожанам не нужно обходить множество инстанций и тратить нервы на то, чтобы взять ту или иную справку. Например, при предоставлении субсидий требуются выписка из лицевого счета и справка формы № 8. При введении в эксплуатацию нашей системы, чтобы получить эти документы, нужно только прийти в РИЦ. Пять минут – и все готово! Не нужно обивать пороги ЖКХ.
– Вероятно, ваша система будет востребована в Ульяновске?
– Необходимость в нашем сервере межведомственного обмена назрела давно. Дело в том, что сейчас нет ни одной совершенной системы, которая содержала бы в себе полную информацию о человеке. Все они обладают только ее частью. Например, комитеты социальной защиты имеют базу о льготах, положенных людям; Пенсионный фонд знает все, что касается пенсий, и так далее. С помощью нашей разработки из этой мозаики складывается общая картина.
Еще одна проблема – достоверность информации. Например, в 2005 году вся страна переходила на монетизацию льгот. Субсидии тогда стали платить в банке. И в Ульяновске сразу возникла проблема: часть средств из банка не доходила до ЖЭУ и возвращалась обратно. Люди остались без субсидий! Причина была такая: банк не принимал выверки по паспортным данным. Дело в том, что в различных информационных базах название одной и той же улицы может быть написано восемью разными способами. Кроме того, бывают ошибки в дате и месте рождения человека и так далее. Если бы действовала наша система, этого не произошло бы, поскольку базы данных банка и ЖЭУ тогда хорошо согласовывались бы между собой. Было бы сэкономлено немало сил и времени, которые потребовались, чтобы устранить возникшие недоразумения.
Наш подход к решению наболевшей проблемы и был оценен на выставке. Мы получили диплом «За лучшее информационное решение межведомственного обмена в сфере ЖКХ», а также диплом «За активное участие». Наш стенд посетил даже министр регионального развития Александр Яковлев, открывавший выставку «ЖКХ-2006». Он проявил искренний интерес к нашим новшествам и остался очень доволен тем, что она работает на практике.
– То есть ваша революционная система уже действует?
– Единый сервер запущен в тестовом режиме в Заволжье. Любой житель этого района теперь может воспользоваться этой системой. Например, при внесении квартплаты льготнику все вычеты будут сделаны автоматически – никуда никакие бумажки носить не нужно.
То же самое и при получении субсидий. Оператор получает лицевой счет претендента на социальную помощь одним нажатием кнопки. И никакой беготни по инстанциям.
Однако сразу оговорюсь: речь идет не о единой базе данных, а о сервере обмена, своеобразном маршрутизаторе, который знает, где и какая информация находится, и пользуется ею. Выверить один лицевой счет ЖКХ, например, по льготам раньше было невозможно, так как сначала надо было обратиться в паспортный стол, чтобы сформировать список проживающих в квартире. Потом по каждому из этих людей сделать запрос в комитет соцзащиты, чтобы определить, какими льготами они обладают.
– Ульяновск пока – единственный город, где действует подобный сервер? Или система уже опробована в других городах?
– Аналогичные системы есть и в других регионах. В этом мы могли убедиться на выставке. Нечто похожее представлял Новосибирск. Но весь комплекс решения задач, кроме нас, на выставке никто не представил. Выходит, что мы одни из первых, кто смог интегрировать базы комитета соцзащиты, паспортного стола, систему начисления, ГИС (геоинформационную систему) и тому подобное. Поэтому очень многие заинтересовались нашими разработками. На днях к нам за опытом приезжают коллеги из Самары.
– На чем базируется ваша система, и за чей счет шли разработки программ?
– Она базируется на наших собственных разработках и разработках наших партнеров. Средства для этого дала Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная до 2010 года. Ее цель – построение «электронного государства». То есть с помощью современных технологий можно отодвинуть чиновника от жителей региона и таким образом избавить страну от бюрократии и бумажной волокиты. Но часть средств, вложенных в разработки, была наша.
– Кстати, многие люди плохо представляют, что такое РИЦ и зачем он нужен. Какова структура Регионального Информационного Центра?
– Сразу хочу опровергнуть мнение, что РИЦ занимается только распределением денег. Это не так! На сегодняшний день Региональный Информационный Центр работает по нескольким направлениям. Это имущественный и социальный комплекс, медицина, ЖКХ, билинговая система. Сбор денег с населения за коммунальные услуги или за телефон, например, – не является нашей главной задачей. Цель РИЦ – построить нормальную информационную систему между заказчиком, управляющей компанией и горожанином. Чтобы избавить людей от головной боли, связанной со сбором различных справок, необходимых для оформления льгот, субсидий, имущества, паспорта и так далее. Чтобы люди видели, сколько управляющая компания потратила денег на ремонт дома или подъезда и какие работы сделаны.
– Сколько в нашем городе пунктов приемов платежей?
– Всего действуют 18 пунктов. Эта система подключена к аналогичной димитровградской. Кроме того, РИЦ связан со Сбербанком. Это дает населению возможность оплачивать коммунальные услуги и в отделениях Сбербанка. Таким образом мы решаем проблему очередей, стараемся создать более комфортные условия для горожан.