Образцовый папа добивается запрета на рекламу табака

Константин Долинин — в Ульяновской области человек известный. Он входит в совет отцов региона и на родине Ленина считается одним из самых примерных родителей. С группой единомышленников Долинин создал некоммерческое объединение «Родительское собрание», чтобы заботиться о нравственном воспитании детей. Благодаря новой организации в городе исчезли несколько неэтичных рекламных брэндов и даже один сорт местного пива. Подобного в Ульяновской области еще не было. Константин Александрович согласился рассказать о секретах такого успеха и дальнейших планах на будущее

— Константин Александрович, как у вас появилась идея создать независимое «Родительское cобрание»?

— Я давно занимаюсь некоммерческими организациями. Эта некая часть гражданского общества. Хороший инструмент и необходимый баланс между духовностью и государством. А толчком к созданию именно «Родительского собрания» послужили события в Беслане. Тогда я четко ощутил, насколько наши дети нуждаются в защите и что без помощи нас самих власти не обойтись. Тогда я собрал своих друзей и единомышленников, и мы создали такое вот объединение, цель которого — защитить детей от негативного влияния. При этом за количеством человек не гнались. Задача «Родительского собрания» — прежде всего привлечь внимание власти, родителей растормошить. Очень рады, что многие нас понимают и поддерживают.

— Насколько мне известно, вашей организации уже очень многое удалось сделать. Некоторые вас даже грозой «плохой» рекламы называют?

— Это потому, что благодаря «Родительскому собранию» несколько нехороших рекламных штучек из города убрали. Это в Ульяновской области впервые. А началось все с простой жизненной ситуации. У меня ребенок пришел из кинотеатра «художественный», билет показывает на детский мультфильм. А там — на обратной стороне — реклама пива. Но как же можно, это же детский сеанс! Обратились мы в антимонопольную службу, и эту рекламу с билетов убрали. Еще один случай был, когда в городе показывали рекламу колбасы с применением неприличных приемов. Ее тоже благодаря нам исключили. Так что нам главное — не штрафы, а чтобы «зачистить» такую рекламу.

— А правда, что «Родительское собрание» поспособствовало тому, что местная пивоваренная компания отказалась от нового брэнда пива?

— Это действительно так. Ульяновский пивзавод «Витязь» задумал выпуск нового сорта пива — «Два веселых гуся». Причем реклама везде шла, даже на трамваях. Но ведь это же использование известной детской сказки и песенки про двух веселых гусей? В результате у детишек может создаваться ассоциация сказки с пивом. Где нравственное воспитание? Таким образом завтра ведь может появиться водка «Микки-Маус» и вино «Дюймовочка»! Разве это допустимо? Вот почему мы обратились по поводу «Двух веселых гусей» в антимонопольную службу, где нас поддержали. Руководство завода, с которым провели беседу, поняло серьезность ситуации и, видимо, уговорило владельцев предприятия отказаться от такого сорта пива вообще.

— Насколько мне известно, сейчас антимонопольный комитет разбирается еще с одним рекламным плакатом, который вас не устраивает? Речь идет о щите автосервиса с надписью «Пашем как негры…»

— Да, это пример неэтичной рекламы. Ведь мимо нее проходят дети, молодежь. Увидев такую рекламу, они начнут думать, что негры — это какие-то второсортные люди, которые обречены день и ночь пахать. И УФАС сейчас этим занимается, поскольку надпись на плакате дискредитирует людей по расовому признаку. Если антимонопольный комитет это признает, автору слогана грозит денежный штраф в размере от 40 до 500 тысяч рублей.

— А принять участие в усовершенствовании системы образования ваша организация не пыталась?

— Было дело. Писали мы Фурсенко, когда только что вышли законы об экспертизе учебников. Мы тогда потребовали, чтобы нас включили в экспертный совет. Ведь мы — родители, мы платим за эти учебники. Мы хотим участвовать в их составлении, поскольку многое сейчас нам в школьных книгах не нравится. Но нам тогда пришла отписка, в которой говорилось, что для такого участия нужна ученая степень. Но мы с этим не согласны! Кроме ученой степени должен быть и элемент воспитанности. Ничего, дождемся нового учебного года и вернемся к этому вопросу, подумаем, как Министерство образования тряхнуть.

— Какие еще у вас планы на будущее? C кем из недобросовестных рекламодателей или производителей пытаетесь бороться?

— Будем бороться с игроманией и рекламой табака. Во-первых, попробуем добиться того, чтобы все игровые автоматы убрали за пределы города. Пусть на Баратаевской свалке их поставят. А табачных брэндов на улице вообще не должно быть. Продавать сигареты никто не запрещает, и кому надо, тот их все равно купит. Но зачем вся эта реклама с использованием красивых роликов? Это мое право защищать моего ребенка от таких негативных проявлений. Значит, будем «бодаться» с владельцами этих брэндов. Их из Америки выживают, а они сюда идут… Задействуем для борьбы все способы, выскажем свою позицию члену президиума госсовета — нашему губернатору. Антимонопольный комитет привлечем. У нас позиция принципиальная. Мы не хотим, чтобы рекламу табачных изделий изменили, мы будем добиваться, чтобы ее убрали вообще. И уверены, что нам это удастся.

Беседовала Наталья ПОЛАТ, собкор. «Известий», специально для «НГ»