– Я думаю, многие из читателей «КП» смотрели по ТВЦ «Момент истины» Андрея Караулова. Тема была интересной для любого сознательного гражданина нашей планеты, а именно, о последствиях употребления в пищу генетически модифицированных изделий (ГМИ). Ясно, что последствия употребления ГМИ еще не изучены, и лично я хотела бы оградить себя и своих близких от употребления ГМИ. Сегодня среди российских производителей стало модно рекламировать свою продукцию, сертифицированную по системе ХАССП. А что это такое, никто толком не объясняет. Мой сын с двухлетнего возраста стоит на учете в детской поликлинике. Он – аллергик. Как питаться дальше? Гарантирует ли ХАССП качество ” продуктов? Заранее спасибо.
Ольга Матвеева, Ульяновск.
На вопрос нашей читательницы отвечает профессор, начальник лаборатории качества детского питания Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Мезинов Сергей Николаевич:
Система НАССР (ХАССП) изначально была разработана в секретных лабораториях американского космического агентства НАСА. Но в середине 70-х годов прошлого века правительство США начало активно внедрять ее в производство по всей стране. Аббревиатура ныне популярного в среде пищевиков термина ХАССП – это сокращение от английского Hazard Analysis and Critical Control Point (анализ критических контрольных точек).
В ее основе лежит определение критических контрольных точек и анализ рисков, связанных с гигиеной производств и безопасностью производства продуктов питания.
Однако сертификаты соответствия ХАССП свидетельствуют лишь о высоком уровне производства, но что при этом за продукт получается – по ним судить нельзя. Это действительно не простой вопрос не только для производителей, но и для потребителей.
Сегодня мы живем в рыночных условиях «свободного выбора». Свобода предполагает ответственность как производителей, так и потребителей. Исторически в СССР функции выбора, контроля и регулирования выполняло государство. Система ГОСТов успешно решала проблему безопасности продуктов нашего питания. Увы, сегодня мы имеем «все прелести» изобилия. Динамика поступления на рынок новых видов продуктов, новых производителей слишком велика. У нас формируется «западная» культура потребления со всеми вытекающими последствиями при слабой юридической базе, при разваленной системе государственного контроля.
ГОСТы больше не являются обязательными к исполнению, даже для пищевых предприятий. Многие виды товаров на наших прилавках имеют лишь ТУ – технические условия, создаваемые самим производителем. И потому возникает простой вопрос, возможно ли предусмотреть в каком-либо документе, пусть это ГОСТ или ТУ, все возможные случаи возникновения опасностей? Возможно ли с помощью выборочного контроля конечной продукции (ХАССП) получить уверенность в безопасности всей продукции?
Мне кажется, что нет. Ведь система ХАССП контролирует лишь сам процесс производства. И если по технологии в продукте должна быть, к примеру, генно-модифицированная соя, то ХАССП ее пропустит и признает продукт качественным. Поэтому нам сегодня остается надеяться лишь на ответственность производителей. Но при этом не стоит забывать, что ответственность выбора всегда остается за нами – потребителями! Мы же, рядовые потребители продуктов питания, почти никогда не пишем жалобы, столкнувшись с некачественной продукцией какой-то марки, если, конечно, результатом не явилось тяжелое отравление. Обычно клиент отворачивается от брэнда молча и навсегда. Но, когда клиент уходит – уже поздно, бизнес терпит крах.
Вашей читательнице я бы посоветовал внимательно изучать этикетки на продуктах питания. Согласно российскому законодательству производитель обязан указывать все ингредиенты, использованные в продукте. Кроме того, необходимо всегда помнить, что еда из популярных сегодня Макдональдсов и прочих фаст-фудов далеко не безобидна. Я бы даже сказал, просто вредна.
Так, по данным Министерства здравоохранения во все тех же США, более 60% всех смертей на сегодняшний день связано именно с плохим питанием. В России эта цифра может быть еще больше. Ведь судя по рекламным акциям многих российских продовольственных компаний, ГМИ, и прежде всего сою, они считают едва ли не главным плюсом своей продукции. «Мы получили сертификат качества ХАССП», -говорят производители продуктов питания, использующие в производстве ГМИ. «Мы поставляем свою продукцию для американской сети быстрого питания «Макдональдс» и других подобных фаст-фудов», -хвастают рекламисты «соевых» корпораций. И снова забывают о некоторых щекотливых для «Макдональдса» моментах. В частности, о том, что Министерством образования США родителям школьников официально запрещено угощать продуктами из фаст-фуда чужих детей. Комментарии здесь, думаю, излишни.