Похоже, так выглядит сегодня ситуация с пешеходной зоной по улице Карла Маркса

История с «симбирским Арбатом» длится уже год. За это время общественное мнение в отношении проекта менялось с амплитудой в 180 градусов: от скорей бы построили – до кому это надо. В конце апреля накал страстей достиг пика. Городские власти сообщили петербуржскому холдингу «Возрождение», с которым был заключен договор на строительство пешеходной зоны, что это соглашение прекращает действие. Руководство «Возрождения» собрало пресс-конференцию, на которой высказало свою позицию.

Что-то случилось 13 апреля

На пресс-конференции Игорь Букато, председатель правления компании «Возрождение», рассказал о том, как двигался проект и на чем споткнулся.

Ровно год назад, в апреле-мае 2005 года, городским властям было сделано предложение создать в Ульяновске пешеходную улицу повышенной комфортности по примеру СанктПетербурга, Казани, Самары. Идея шла от петербуржского холдинга «Возрождение», в активе которого уже числились строительство Смольной набережной, реконструкция Невского проспекта, комплексное благоустройство Дворцовой площади и прилегающих территорий в Петербурге, благоустройство на Театральной площади в Москве, прокладка пешеходных улиц в Самаре и Казани и другие не менее громкие проекты.

Руководство города восприняло идею симбирского Арбата благосклонно, тем более что похожие проекты уже не раз обсуждались в ульяновском обществе. Дело дошло до создания инициативной группы с участием первого заместителя мэра по строительству Сергея Андреева, главного архитектора города Татьяны Тарасовой и сотрудников «Возрождения» во главе с Игорем Букато. Вскоре был подписан договор. Причем с условием: провести проектирование и строительство симбирского Арбата в сжатые сроки, предполагалось, что его открытие состоится ко Дню города, 12 июня.

При этом оплату по просьбе мэрии сместили на полгода. Пешеходной зоной определили отрезок улицы Карла Маркса – от Гончарова до Советской.

Чтобы уложиться в срок, специалисты решили приступить к реконструкции улицы уже в феврале 2006 года. Несмотря на сильные морозы, они выполнили намеченное.

В бюджете города средств на пешеходную зону предусмотрено не было. «Возрождение» предложило вариант с финансированием из внебюджетных источников, как это делают в других городах. Определили и заказчика работ. Вначале это было МП «Стройзаказчик», позже заказчик поменялся, им стало МУП «Асфальтобетонный завод».

Вовсю шли проектировочные работы, которые вел НИИПРИИ «Севзапинжтехнология».

В марте приступили к заготовке белого гранита. На улице Карла Маркса велись земляные работы, в том числе замена коммуникаций.

Каждую среду с ноября 2005 года до13 апреля 2006-го проводились совещания у первого вице-мэра Андреева.

– Вдруг в середине апреля без всяких видимых причин я получил устное предупреждение, что работы надо прекратить, в городе есть по этому поводу негатив, – говорит Букато. 20-го я прибыл в Ульяновск, встретился с мэром. Он сказал: извините, строить не будем, люди недовольны, пишут жалобы, идет давление со стороны прокуратуры, есть неопределенность с финансированием, считайте договор недействительным. С таким я столкнулся впервые! Поехал к губернатору. Тот говорит: я не понимаю, в чем дело, проект поддерживаю, он мне нравится. Сложилось впечатление, что мы стали разменной картой в какой-то политической игре. Мы могли бы привести инвесторов в ваш город и мы хотели их привести, но городская власть нас «кинула». Мэр принял решение, за которое не хочет нести ответственность. Вы думаете, это нормально?

Не Арбат, а Симбирка

Вадим Спиридонов, главный архитектор проекта, говорит про Ульяновск: «Город очень красивый, близкий, но неродной». Это после того, как он приехал сюда, чтобы показать свой проект, выслушать замечания, откорректировать работу, а ему сказали, что проект закрыт.

Родной для Спиридонова – Питер. Там по его проекту реконструирован Невский проспект и другие объекты. Родной стала Казань – после того, как к 1000-летию Петербург подарил ей пешеходную улицу, а Игорь Леонардович ее спроектировал.

– В Петербурге вода много звучит, в Казани воды нет, но пришла идея поиграть с темным и белым гранитом. Темное мощение символизировало воду, параллельно шли два белых берега, а между ними – узнаваемые питерские мостики. И тут же всякие звери, которые населяют Петербург – грифоны… Эта улица называется Ленинградская.

Для ульяновского проекта архитектор придумал свои знаки. Во-первых, улица движется каскадами.

Арка с колоколами и часовня, расположенная на бассейне у КДЦМ, – воспоминание о том, что когда-то на этом месте находился монастырь, а потом его превратили в концлагерь. Два арыка, по которым стекает вода – ассоциация с речкой Симбиркой, которая течет внизу, под этой землей. Той же идее служат фонтаны. Общая площадь застройки – порядка 8,5 тысячи квадратных метров, в процессе работы она может быть увеличена. Вообще складывается впечатление, что приезжий архитектор досконально знает историю этого места. Например, что раньше улица называлась Дворцовой, а еще раньше – Мясницкой. Предлагает назвать пешеходную зону на симбирским Арбатом, а Симбиркой – исконным местным именем.

Главное первые 50 метров

По словам Игоря Букато, сделана уже половина работы. Он приводит солидный список. Достигнуто согласование с МЧС о выезде пожарных машин в объезд пешеходной зоны – через Пожарный переулок и улицу Бебеля, которые будут расширены; по длине всей трассы заменен водовод; усилили свои коммуникации УльГЭС и «Волгателеком». При этом подчеркивается, что все подготовительные работы взяло на себя «Возрождение». Оно же заключило подрядные договоры примерно с десятком ульяновских фирм. Плюс проектные работы. Плюс геология, география, историкоархивные изыскания. Плюс уже частично заготовленные гранитные блоки.

-Прямой ущерб составляет 25 миллионов.

30-35 миллионов – сумма вероятной недополученной прибыли. В целом сметная стоимость проекта – 169 миллионов рублей. Дело не в том, что мы затратили средства. Мы не можем позволить к себе такого пренебрежительного отношения, потому что завтра так поступят с «Возрождением» и третий, и четвертый заказчики. Мы направили претензию городским властям, потому что они выступали гарантами договора. Ответ был: собирайте свои манатки и уходите. Следующий шаг по логике вещей – иск в суд. Попросим суд принять обеспечительные меры к асфальтобетонному заводу, с которым у нас договор, то есть арестовать его имущество.

Нельзя сказать, что это первая трудность на пути «Возрождения». Примерно такое же сопротивление наблюдалось в Самаре и даже в родном Петербурге. В Питере первые 50 метров пешеходной зоны сделали на свой страх и риск за свой счет без каких-либо гарантий.

Привезли на место губернатора. Он увидел и решил вопрос в течение нескольких дней.

Это стоило приличных денег. Кстати, с нынешним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко у Игоря Букато хорошие деловые отношения, он может позвонить ей в любое время, помощник всегда соединит. В Самаре время отчуждения пережили стоически, то есть продолжали строить. Когда проложили опять же 50 метров, и хорошая пресса появилась, и прокуратура перестала предъявлять претензии. По-видимому, этот отрезок пешеходной зоны – ее визитная карточка, по нему можно судить, что это будет в реальности. А Букато наградили орденом «За заслуги перед Самарой» первой степени. Он говорит, теперь в Самаре я не пропаду. Но и в Ульяновске пропадать не собирается.

– Поймите, пешеходная зона – это прежде всего выгода для Ульяновска. Она есть почти в каждом европейском городе. Сейчас мы ведем переговоры с Уфой, Саратовом, Астраханью. Организуется центр культуры, досуга, торговли. Просто красивое, престижное место. Сюда пойдут люди, а значит, придут и инвесторы. Откроются кафе, магазинчики.

Это окупаемый проект. По опыту на каждый рубль вложений через четыре года бюджет получает семь рублей. Эффективность может быть и выше. Мы в шутку говорили между собой, что надо было выкупить недвижимость на будущей пешеходной улице и возводить ее за свой счет. Затраты окупились бы задолго до окончания строительства. Мы и сейчас, если все-таки дело дойдет до суда, можем продать асфальтобетонный завод и продолжить работы. Заметьте: забор мы не снимаем, людей не распускаем, зарплату им платим, будем бороться!

Разводной мост на Свияге

Несмотря на патовую ситуацию с симбирским Арбатом, питерских специалистов Ульяновск зацепил. Для инвесторов тут поле непаханое. Игорь Букато рассказал еще об одном проекте, в который он готов вкладывать деньги.

– Представьте себе Свиягу в районе пешеходного моста. Расчищаем местность на 200 метров по обе стороны реки, делаем раздвижной мост, организуем две набережные и ставим вдоль них жилые домики в три-четыре этажа. Получится такой маленькийсредневековый городок. Поверьте, если проект осуществится, центр города переместится туда, а чахлая улочка, которая ведет теперь к пешеходному мосту, будет задействована на 200 процентов.

Дорога к реке – будь то Волга или Свияга особая идея петербуржцев, по их словам. Они сравнивают ее с дорогой к храму. По ней всегда идут люди. Проект, конечно, коммерческий, но и вечная идея ему не помешает, считают в «Возрождении».

Наталья ЛЕНКИНА.