«Главное, моя Нажеечка, чтобы ты была счастлива!»

Если верить классику, все счастливые семьи счастливы одинаково. Пожалуй, это действительно так. Вот только путь к этому счастью у каждого свой, часто очень непростой. Впрочем, только тот, кто был по-настоящему несчастлив, знает цену счастью.

Она

Нажия – инвалид детства по зрению. Она родилась в деревне Захарьевский Рудник. Из пяти детей – самая младшая. Семья была большая, но не дружная. Родители и четыре старших брата единодушие проявляли только в одном: все имели ярко выраженное пристрастие к алкоголю. Младшенькая получала пенсию, деньги отбирали и пропивали, а над девочкой издевались под пьяную руку. Нажия все терпела, росла трудолюбивой, старательной. Окончила пять классов специализированной школы для слепых.

Когда ей исполнилось 13 лет, случилось еще одно несчастье. Рядом с деревней располагался военный полигон. Один из братьев нашел там две тротиловых шашки. Одну взорвал около сруба, другую дал подержать сестре. Шашка взорвалась прямо у нее в руках. Нажия лишилась кисти руки.

Работники Ишеевского райсобеса хорошо знали ситуацию, в которой росла девочка. Они давно уже уговаривали ее переехать жить в какое-нибудь социальное учреждение. «Там к тебе будут лучше относиться», – говорили взрослые. Но Нажия не слушала. Какая бы ни была семья, она имеет огромное значение в жизни каждого человека. Однако ситуация к лучшему не менялась. Всякому терпению приходит конец. Нажия решилась уехать. Ей было уже 24.

– Вообще-то я не была настроена на какое-то конкретное учреждение, – вспоминает она. – Мне сказали: «Откуда путевка придет, туда и поедешь». Путевка пришла из Ульяновского геронтологического центра. Честно говоря, ехать было страшновато. Я практически ничего не видела, а добираться надо было «своим ходом».

В Ульяновске нового жильца встретили радушно. В первую очередь предложили обследовать зрение в Чебоксарах. Нажия согласилась. Работникам центра удалось договориться на благотворительную операцию. Зрение восстановилось на 10 процентов, но для человека, который всю жизнь видел одни размытые черточки, открылся новый мир.

Нажия вернулась в Ульяновск. Худенькая, стеснительная, она боялась к кому-нибудь подойти, заговорить. На помощь снова пришли воспитатели, психологи. Они помогли девушке адаптироваться к жизни в центре.

Нажия поступила в центр, когда ей было 24 года, а в 25 она вышла замуж.

Он

Жизнь Владимира Игнатьева складывалась совсем иначе. Спортсмен, член сборной по хоккею с шайбой. Женат. Красавицу-жену баловал, как мог, покупал наряды, золото, украшения – ни в чем не отказывал. Такой уж человек – «любить так любить!». Когда вернулся с очередного турнира, узнал, что жена изменяет. Не простил. Развод переживал тяжело. Старался найти утешение в спорте, на тренировках выкладывался по полной программе, во время матчей рвался в бой. «Беда подступила, как слезы к глазам». Во время одного из матчей шайба попала Владимиру в глаз. Лишившись глаза, он полностью лишился зрения: второй глаз тоже ослеп как следствие травмы – так часто бывает. Родственники отдали его в Ульяновский геронтологический центр. Владимир тоже побывал в клинике микрохирургии глаза в Чебоксарах, но в данном случае врачи оказались бессильны: роговица совершенно атрофировалась. С момента травмы прошло 13 лет, а это слишком большой срок. Первое время друзья-спортсмены, товарищи по команде навещали часто, потом – все реже.

Жизнь утратила для Владимира смысл. Все чаще посещали мысли о самоубийстве. Именно в это время появилась Нажия, и ему снова захотелось жить.

Вместе

– Мы познакомились на танцах, – вспоминает Нажия. – Я очень люблю танцевать. Володя увидел меня боковым зрением и сказал: «Вот эту девушку надо выбрать!» Он пригласил меня и спросил: «Где ты так научилась танцевать?» – а я еще и петь люблю, говорю. У меня прекрасный слух, мой голос нравится всем.

Возникла обоюдная симпатия, но отношения развивались медленно – оба стеснялись проявлять чувства. На помощь снова пришел персонал центра. Как бы случайно одна из медсестер попросила Нажию помочь получить постельное белье для Владимира. Нажия согласилась. Владимир вызвался пойти с ними. Нажия предложила: «Дайте руку, дядя Володя!» На «дядю Володю» он страшно обиделся. Дело в том, что Владимир старше своей избранницы на 15 лет. Но все утряслось. Сыграли свадьбу. Нажия больше не называет его «дядей».

– Я со всеми поддерживаю теплые отношения, – говорит Нажия. – Но близких друзей нет. Муж стал для меня всем: и другом, и подругой, и самым близким человеком. Кормят здесь хорошо, но я еще сама готовлю. Хочется Володю чем-то порадовать. Я все умею – жарить окорочка, картошку, печь пироги, блины. Угощаем соседей. Для себя одной не стала бы готовить. А муж появился – радость в жизни появилась. Мне нравится ухаживать за Володей, волноваться за него. Куда он – туда и я. Он меня балует, покупает все, что я попрошу – хоть духи, хоть видик. Владимир часто повторяет: «Для тебя, моя любимая Нажеечка, ничего не жалко! Главное, чтобы ты жила со мной долго, радостно и счастливо».

Записала Елена Огнева