Эксклюзивное интервью губернатора Ульяновской области Сергея Морозова порталу United Volga
UV:
– В послании Путин говорит о передаче дополнительного объема полномочий субъектам федерации. Это попытка разгрузить Центр от дополнительных управленческих задач или скрытое перебрасывание ответственности за возможные неудачи при реализации национальных проектов на губернаторов?
Сергей Морозов:
– Регионы и центр совместно решают задачи по экономическому росту, по реализации национальных проектов. В условиях, когда губернаторы, де-факто, назначаемы, все идут в одной связке. Но Президент совершенно прав, в честь чего Правительство РФ должно переживать, как будет строиться школа в городе Инзе? Зачем им это нужно? Да они и не должны этим заниматься. Они должны заниматься, по большому счету, стратегическими задачами и лишь контролировать процессы в регионах, тем более, что инфраструктура действующих сейчас институтов власти позволяет это делать.
– Вы посетили уже второе послание Президента. Как отличается атмосфера? Какие настроения царили сейчас среди приглашенных? Ваши личные впечатления и наблюдения?
– Вы знаете, я вчера увидел элиту нашей страны, которую можно охарактеризовать одним словом – это практически одна команда. У каждого своя задача, свой маневр, но в единых, общих интересах. Впечатление такое, что единства стало больше, выше ответственность, элиты становятся более действенными, опытными, если хотите. Правильнее будет сказать, что с каждым годом подходы, решения и отношения «на высшем уровне» становятся более зрелыми.
И еще был такой хороший эмоциональный патриотический подъем, потому что Путин вчера затронул и вопросы экономики, и вопросы общества, и каждого конкретного человека. И главное, что он сказал, что мы действительно добрая страна и добрый народ…
– Он еще про любовь говорил, про семью….
– Но добрый народ должен быть с кулаками. Поэтому он еще много говорил про обороноспособность и актуальные угрозы…
– Вы в свое время, год назад, со «сбережением нации» прямо в точку попали. Вы когда-то определили это главным направлением социальной политики Ульяновской области. Как раз сейчас президент в послании об этом говорит в числе приоритетов. Это не вы ту часть послания писали…
– (смеется) Нет, писали другие люди, но я рад, что наши взгляды на проблемы России как из регионов, так и из Кремля видны одинаково. Я всегда считал, что главное богатство этой страны не нефть и газ, и даже не знаменитый балет. Главное богатство России – люди. Уникальные, разных национальностей, укладов и вероисповеданий россияне. Поэтому я искренне рад, что на высшем уровне приняты решения о реальной поддержке материнства и детства, и можно только горько сожалеть о том, сколько же мы уже потеряли за эти годы.
– Про коррупцию Президент тоже много говорил. Впрочем, как всегда. К «дуракам и дорогам», похоже, добавляется третий элемент российской действительности. Печально. Вы как губернатор как оцениваете в этой связи деятельность правоохранительных органов Ульяновской области?
– Если честно и объективно, я «неудовлетворительно» оцениваю…
– Можно прямо так написать? И на чем основывается этот вывод?
– Оценка моя – из общения с простыми предпринимателями, простыми жителями, из результатов проверок контрольного управления, различных ревизионных служб, которые показывают, что в большом количестве нецелевым образом расходуются финансовые средства. Это коррупция. А ответ этому злу неадекватно слабый.
– А Ваш личный вклад в борьбу с коррупцией как Губернатора в чем заключается?
– Мой личный вклад – жестко реагировать на каждый выявленный факт и материалы дела сразу передавать, в независимости от человека, в правоохранительные органы. Мне хотелось бы, чтобы правоохранительные органы давали такую же жесткую оценку. Плюс все закупки, подряды и прочее – через открытые тендеры. Плюс работа межведомственного координационного совета по финансовому контролю.
– 15-го мая Вы будете рассматривать на заседании законодательного собрания два важных вопроса. Первый вопрос – касается продления полномочий сенатора Рустема Викторовича Шиянова. В связи с чем вопрос к вам: как вы оцениваете его работу? Что ему удалось сделать, и что бы Вы ему поставили в план приоритетных задач на будущее?
– Оценить можно любого человека реальными делами. Я могу сказать, что в 2004 году на автомобильный мост, наш долгострой и позор, на самую большую задачу, которая перед нами стоит, было затрачено чуть больше 240 млн. рублей. Это копейки. В 2006 г. мы получили более 1 миллиарда. Думаю, что это самый показательный пример. И еще хотел бы сказать о том, что многие удивляются, почему губернатор Ульяновской области стал достаточно публичным и узнаваемым в федеральных органах власти – в том числе благодаря нашему сенатору. Поэтому могу только пожелать Рустему Викторовичу и в дальнейшем не снижать обороты – работы еще очень много, но он молодой, сильный и, в общем-то, уже достаточно опытный политик, поэтому уверен, что пользу региону он принесет.
– Второй вопрос, который будет рассмотрен – новая структура Правительства. Правда ли, что из членов правительства могут покинуть свои посты Доничев, Никитин и Пантелеев?
– Есть вопросы практически ко всем перечисленным министрам, и я бы еще кое-кого назвал… Но покинут или не покинут – это будет решено в ближайшие день-два, потому что сегодня мы собирали их на встречу, на которой еще раз высказали, на мой взгляд, принципиальные вещи. Нужно найти в себе мужество и решить – будем мы работать на результат или нет. К сожалению, некоторые министры не хотят работать на результат, и их устраивает существующее положение вещей. А меня это не устраивает. Меня в принципе не устраивает работа без конкретных результатов. Президент об этом тоже часто говорит. И вчера сказал: давайте работать на результат.
– Новая структура исполнительной власти, в которой вы будете Председателем Правительства, чем обусловлена – кадровыми вопросами, персональными или необходимостью укрепления “вертикали” вашей власти?
– Последнее. Я считаю, что в сегодняшнем состоянии, когда субъект еще находится практически в кризисном состоянии, необходима более жесткая “вертикаль” власти.
– Вчера на портале United Volga вышло интервью с Василием Гвоздевым, председателем УГД. Он оценил городскую исполнительную власть, команду Ермакова, как непрофессиональную. В какой степени уровень исполнительной власти в муниципалитетах тормозит реализацию национальных проектов?
– Во-первых , я хочу сказать, что я тоже могу подписаться под этой оценкой председателя городской думы. Считаю, что в абсолютном большинстве все блоки мэрии сработали ниже своих возможностей и не выполнили те задачи, которые ставил губернатор. Соответственно это касается вашего вопроса про реализацию национальных проектов. Городская власть тормозит их реализацию.
– В частности?
– В частности, в вопросах административной реформы. В частности, ничего не сделано, чтобы быть максимально прозрачными для населения, что называется во взаимоотношения с гражданским обществом. Ничего не сделано. Люди продолжают ходить по кругу, поэтому не могут решить своих проблем. Люди вынуждены писать губернатору, Президенту, полпреду. Это совершенно неправильно.
В частности, нет четкой ясной политики в области реформирования социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса. Так, отдельные попытки навести марафет… Но реальных положительных результатов они никогда не принесут.
– А вы Ермакову обо всем этом говорите?
– Да, очень много, но он не хочет слышать. Слышать он слышит, но не хочет слышать. И я боюсь, что это может привести в ближайшее время к усилению тех необратимых последствий, которые существуют. Муниципальная экономика будет просто разрушена.
United Volga